/nginx/o/2009/08/11/219725t1hce96.jpg)
Нас втянули в пиар-войну между государством и табачными промышленниками. Этот спор разгорелся вновь в прошлом году, когда на свет божий была извлечена т.н. зеленая книга табачной политики государства.
Масла в огонь подлила дискуссия по поводу директивы Еврокомиссии, которая запрещает сигареты с ментолом и рекомендует наклеивать на пачки броские наклейки с предупреждениями. Мы узнали, что в Эстонии растет нелегальный рынок табачной продукции, а с каждой пятой сигареты не платится налог.
Тот факт, что производители табачной продукции активно отстаивают свои права, наверное, никого не удивляет. Интересно другое: на этот раз противники табака во главе с государством неожиданно опустились до низкого уровня. К предпринимателям стали относиться как к террористам: мол, нам с ними не о чем говорить.
Это отношение проявилось, когда государство решило не привлекать к составлению зеленой книги табачной политики представителей производителей. Даже после того, как об этом стало известно, оно продолжает гнуть свою линию.
Например, на предложение провести онлайн-дискуссию на тему зеленой книги Минсоцдел ответил, что в соответствии с международными рекомендациями оно не считает нужным вести переговоры с производителями и дискутировать на тему формирования табачной политики.
А ведь как раз в последнее время в Эстонии взяли за правило привлекать с дискуссиям различные группы населения, и именно Минсоцдел, как правило, не оставался от них в стороне. Почему же вдруг теперь он изменил своему правилу?
На фоне такой тактики невольно возникает подозрение, что противники табака на этот раз ведут не совсем чистую игру. И вступить в диалог следовало бы хотя бы только для того, чтобы рассеять эти подозрения, а не подавлять его в зародыше.
Этот «табачный прецедент» можно считать знаковым: если даже Министерство социальных дел предпочитает не прислушиваться к чужому мнению, а идти по пути запретов, то обществу пора бить тревогу. Конечно, производители табачной продукции — не та целевая группа, к которой общество относится с сочувствием, но следовало хотя бы дать ей возможность высказаться. Ведь если пройдет такая тактика с табачным бизнесом, то и в других областях можно будет не стесняться.
Full disclosure (полное разглашение информации об уязвимостях): автор не является потребителем табачной продукции.