Происходящее сейчас в Мяэтагузе не укладывается, наверное, в голове ни у внимательного обывателя со стороны, ни тем более у жителей Мяэтагузеской волости. Разве мы могли представить еще совсем недавно, что в самом богатом, а потому, наверное, и спокойном самоуправлении уезда, поднимется волна народного протеста, кому-то из членов волостного управления будет выражено недоверие?
Мяэтагузе. В чем причины народного недовольства?
Политика тут ни при чем
Сегодня руководство волости, изо всех сил пытающееся сохранить под собой кресла, в оправдание ситуации приводит неубедительно слабый аргумент: дескать, оппозиция рвется к власти, вот и сеет смуту - ведь выборы уже на носу. Но выборы тут ни при чем. Даже старожилы не припомнят, чтобы народ в волости когда-то интересовался политикой. До сих пор, наверное, большая часть волостных жителей и понятия не имела, в какую партию входит волостной старейшина, и входит ли в какую-нибудь партию он вообще. На выборы шли одним избирательным списком. А в оппозиции оказывались только депутаты-одиночки, которым не хватало для попадания в местное собрание необходимого числа голосов.
Для нынешнего старейшины Мяэтагузе приход во власть был легким: итоги прошлых местных выборов были предрешены еще задолго до них. И уже была договоренность, что в случае прихода к власти избирательного списка «Kodupaik» (а другой альтернативы и не было), старейшиной автоматически становится Айвар Сурва. В руководстве же волостью, которая купается в деньгах, тоже вряд ли было что-то сложное. Это не тот случай, когда руководителю самоуправления со скромным доходом на душу населения приходится как-то выкручиваться и предлагать нестандартные решения. Жить бы беззаботно и радоваться руководителю...
Один потопил общую лодку
В какое-то время у руководителя Мяэтагузеской волости пропала, наверное, даже формальная бдительность и возникло чувство вседозволенности, когда на должность директора школы он назначил своего протеже, не имеющего прежде касательства ни к педагогической системе вообще, ни к психологии, так необходимой при работе в школе, в частности. Протеже имеет к тому же, по мнению местной общины, диктаторские замашки.
Можно сколь угодно долго возражать, что это ложь, но волна народного гнева просто так не поднимается, и более двухсот подписей в маленьком самоуправлении за отставку хорошего руководства школы никто никогда не соберет. Это факт.
Еще некоторое время назад у волостного старейшины была возможность выйти сухим из воды, остаться хорошим, добрым, и даже справедливым хозяином в глазах волостных жителей. Нужно было отстранить от руководства школы директора, завоевавшего такую сильную нелюбовь в народе. Нужно было успеть принести эту жертву. Но не осознал, не поверил, что что-то пойдет не по написанному руководством волости сценарию. Наверное, теперь понял. Но уже поздно. В прежде незыблемой коалиции раскол. Второму руководителю волости и директору школы в одном лице Тармо Валгепеа выражено недоверие на заседании волостного собрания. В результате один человек, которого не приняли в волости как руководителя школы, практически потопил лодку, в которой так здорово начали свое плавание руководители волости.
Выборы привнесут коррективы
Народ в волости настроен идти до конца, чтобы добиться отстранения Тармо Валгепеа от руководства школой по морально-этическим соображениям. Сегодня еще не закончился тридцатидневный срок, в течение которого родители-активисты ждут ответа на свое письмо от волостного старейшины относительно отстранения Валгепеа с должности директора. Если положительного ответа о снятии не последует, жители Мяэтагузеской волости обратятся в Министерство образование с тем же запросом.
На осенних местных выборах противостоять нынешнему старейшине будет уже организованная оппозиция, которая и решила идти на выборы, только чтобы не допустить снова прихода к власти Айвара Сурва и его команды.
«Я не понимаю, зачем руководство нашей волости хочет столько власти себе? Вероятно, потому, что считают себя выше других. Поэтому волостью должны руководить новые люди, или старые должны научиться думать по-новому, - говорит известная в Мяэтагузе женщина, поэтесса Вирве Осила.