Портрет России пугает социологов: стране грозит «веймарская перспектива»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
На митинг на Болотной площади в Москве, посвященный годовщине акции 6 мая 2012 года, когда произошли столкновения с полицией, пришли, по разным оценкам, от 8000 до 20 000 человек.
На митинг на Болотной площади в Москве, посвященный годовщине акции 6 мая 2012 года, когда произошли столкновения с полицией, пришли, по разным оценкам, от 8000 до 20 000 человек. Фото: Reuters, AP/scanpix

Российская «эпоха безвременья» на фундаменте застойной политической стабильности заканчивается. Вся система сдержек и противовесов, которая эту стабильность обеспечивала, деформируется.

«Нас ждет интересное будущее», - прогнозирует доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Эмиль Паин, руководивший крупным исследовательским проектом «Российское идеологическое безвременье в зеркале социальных медиа», сообщает портал Newsru.com

Исследование показало, что разделение российского общества на идеологические группы - уже свершившийся факт. Самых узнаваемых - четыре: провластная группа, левая, националистическая и либеральная.

Если сравнивать с советской эпохой, когда преобладала аморфная масса населения, то нынешнее разделение - позитивный сдвиг, ведь такими людьми значительно сложнее манипулировать.

Но, с другой стороны, российское интернет-сообщество оказалось самым раздробленным из всех, его идеологические «кусты» слабо связаны друг с другом, умение разговаривать и договариваться так и не появилось, констатирует автор проекта. В этом он видит опасную тенденцию.

Причем если некоторые общие признаки для всех групп и просматриваются, то в основном они имеют негативный оттенок. Во-первых, негативная консолидация преобладает над позитивной: «если мы дружим, то только против кого-то», сформулировал собеседник.

Во-вторых, нарастает недовольство. Ни одна из идеологических групп, включая провластную, не выражает удовлетворенности текущим положением дел и нынешнюю власть оценивает в лучшем случае как меньшее из зол.

В-третьих, во всех группах преобладает скепсис в отношении позитивных перемен. «Мало кто верит, что у нас может стать лучше, и уж тем более, что скоро станет лучше. Это и есть важнейший признак безвременья - настоящее безобразно, а будущее бесперспективно», - поясняет политолог.

В таких ситуациях, какая сложилась в России сегодня, история знает два варианта сплочения граждан на общей платформе. Либо испанский сценарий - пакт Монклоа,  либо сценарий эволюции Веймарской республики - от авторитаризма к диктатуре.

«Во втором случае, как мы помним, объединение происходило не за счет диалога и учета мнений оппонентов, а за счет устранения и выдавливания всех, кто не подписывался под общей программой. Я не говорю, что в России невозможен первый сценарий. Однако опасность второго налицо: он гораздо проще и, если ничего не предпринимать, в силу исторической инерции может осуществиться именно он», - заключил Паин.

Наверх