«Запах пошел, потому что начала работать площадка для компостирования ила, – говорит член правления Järve Biopuhastus Владислав Петухов. – Она находится под открытым небом, и когда ветер идет в сторону города, жители справедливо жалуются на вонь. Кардинально сейчас изменить ситуацию невозможно, но мы будем стараться, чтобы неудобства для людей были минимальными, – Петухов обещает пока только оптимизировать существующий процесс компостирования. Проще говоря, это значит, что запах от очистных никуда не денется, но переворачивать компост будут в то время, когда люди спят».
По словам руководителя, и в других городах, где происходит процесс компостирования ила, жители недовольны запахом, идущим с очистных. И выход здесь один – довести технологический процесс очистки сточных вод, в частности, компостирования до современного уровня, то есть строить еще одно сооружение для сбраживания ила и вести его компостирование в закрытом виде.
Реновированные очистные в Кохтла-Ярве ввели в эксплуатацию летом 2009 года. Стоимость этого проекта составила тогда 420,6 миллиона крон. Горожан уверяли, что все возможные места, откуда даже малейшая вонь могла бы распространиться, укрыты, и в них работают уловители вони, так что весь уловленный смрад направляется на биофильтр, который очищает загрязненный воздух. А позже, когда отгремели фанфары по случаю новых очистных и в городе опять стало вонять, общественности сообщили, что, оказывается, из-за нехватки денежных средств выстроить полную цепочку технологического процесса очистки сточных вод тогда не удалось. Как сказал в одном из интервью мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев, имеющаяся технология «подванивает слегка».