Eesti Energia: приближается завершение проекта в Висагинасе

Андрус Карнау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Eesti Energia наняла бывшего посла в Литве Андреса Троппа в 2008 году продвигать атомные проекты, сейчас его задачи на предприятии в основном изменились.
Eesti Energia наняла бывшего посла в Литве Андреса Троппа в 2008 году продвигать атомные проекты, сейчас его задачи на предприятии в основном изменились. Фото: Михкель Марипуу

После более полугодового затишья на прошлой неделе Литва провела в Вильнюсе совещание с участием энергетических предприятий трех Балтийских стран и выбранной поставщиком технологии корпорацией Hitachi.


После встречи руководитель атомного проекта Eesti Energia Андрес Тропп был более пессимистичен, чем ранее. «Eesti Energia получила подтверждение тому, что проект атомной станции в Литве в настоящий момент является экономически неперспективным», — прокомментировал он.

Тропп отметил, что Литва предложила своим партнерам совместно изучить возможности повышения конкурентоспособности проекта.

Решения в компетенции правительств
«Однако эта задача очень сложна, поскольку сопряженные с экономическими перспективами проекта самые существенные проблемы отнюдь не являются специфически проектными, они в широком смысле связаны с неблагоприятным инвестиционным климатом в европейском энергетическом секторе», — пояснил руководитель проекта.

Тропп уточнил, что в том числе дело касается и неопределенности будущей климатической политики Евросоюза, схем субсидирования развития возобновляемой энергии, которые деформировали конкуренцию на рынке электроэнергии, а так же все еще отсутствующей регуляции импорта электроэнергии из третьих стран.

Под «третьими странами» подразумевается Россия, чьи объемы производства достаточны для крупномасштабного экспорта.

«Из специфических проблем проекта, несомненно, наиболее существенна та, что связана с несовершенством законодательства Литвы, хотя, как уже отмечалось, это не изменило бы общей картины решения проблемы, — констатирует Тропп. — Развитие регуляций энергетического сектора Евросоюза на сегодня обусловило такую ситуацию, что инвестиции в производственные мощности, не получающие поддержки со стороны государства, оказываются экономически бесперспективными».

Между строк Министерство экономики и Eesti Energia уже говорили об этом и ранее, однако до сих пор прямым текстом никто не признавал, что развивать атомную энергетику в Литве бессмысленно.

Соответствующую оценку на родине энергетическое предприятие уже озвучивало, начав планировать на острове Пакри вместо АЭС парк ветровых генераторов.

Тропп заявил, что Eesti Energia не может формировать энергетическую политику, однако в ближайшее время предприятие представит Министерству экономики ряд предложений, направленных на развитие энергетического рынка Прибалтики. Развития уже не эстонского, а всего Балтийского энергетического рынка.

«Решения должны найти правительства стран», — утверждает он.
В качестве примера Тропп напомнил о бутылочных горлышках внутреннего рынка: из России экспортировать электроэнергию в Литву дешевле, чем из Эстонии. Все дело в том, что российское электричество под предлогом транзита свободно пересекает государственные границы, тогда как на границах Балтийских стран имеются аукционы линий передач.

Накладная система субсидирования
«При формировании рынка электроэнергии Балтийских стран сделано много полезного, но эта работа не готова и не завершена, и государства могли бы продолжать двигаться дальше», — полагает он.

Тропп сослался на то обстоятельство, что предварительный план интеграции Балтийского энергетического рынка BEMIP подойдет к завершению в этом году, но с его помощью необходимо было бы определить новые цели на ближайшие годы.

Предметом беспокойства  для Eesti Energia (точно так же, как и для литовского энергетического предприятия) является план объединения электросетей Балтийских стран и Центральной Европы. Хотя на словах созданы внушительные программы, первая оценка воздействий будет подготовлена только осенью.

Например, применительно к строительству АЭС энергетическое предприятие беспокоит вопрос о том, будет ли линия электропередач из Польши в Литву настолько мощной, что введение в строй АЭС мощностью 1,3 ГВт после отключения России окажется вообще возможным.

Тропп подчеркнул, что Балтийские страны в меньшей степени нуждаются в искажающей рынок политике субсидирования возобновляемой энергии. Ранее Eesti Energia уже рекомендовала в отношении мощностей возобновляемой энергии проводить тендер, победителем которого становились бы наиболее экономичные решения.

Однако в Эстонии и Литве это не так, и все попытки сделать прежнюю систему субсидирования менее накладной проваливались.

«Неизбирательное и очень упрощенное распределение субсидий между всеми производителями возобновляемой энергии, которые тянут руки, неразумно», — утверждает он.

По словам Троппа, нынешняя система субсидирования возобновляемой энергии привела к тому, что инвестировать ни в одну электростанцию, которая не получает государственного субсидирования, оказалось невозможно.

Справка

Атомная электростанция в Висагинасе

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх