В Европе, которую мы увидим через пять-десять лет, Германия будет играть ключевую роль, вкупе со странами, которые она политкорректно называет «страны со здоровым отношением к финансам». По мнению Макарычева к Германии присоединится так называемая Вышеградская группа – Чехия, Польша, Словакия, Венгрия. Страны Балтии тоже не стоит сбрасывать со счетов. А сегодняшний процесс, который Еврокомиссия затеяла против «Газпрома» за нарушение антимонопольных законов Европы, это основание предполагать не слишком радужное будущее.
«Меня смущают разговоры о том, как продвинутся отношения России и ЕС к 2050 году. Пока что, достаточно взглянуть на доклад ЕС за 2012 год, который сухо резюмирует, что, вступив в ВТО, Россия продолжает протекционистскую политику, вводит новые торговые ограничения, препятствует работе инспекции и формированию новых общих стандартов в торговле. И повода для оптимизма нет, скорее наоборот».
Макарычев выразил озабоченность тем, что при том, что Россия сейчас председательствует в G20, то есть, грубо говоря, является председателем мирового правительства, буквально пару недель назад она вышла из организации Open Goverment Partnership, крупной организации, занимающейся продвижением принципов прозрачности и открытости процедур. То есть, это ей не интересно. Будучи крупнейшим экспортером сырьевых ресурсов, Россия никак не интересуется участием во всемирной организации сырьедобывающих игроков Extrackting Industries Transparency Iniciative, запрещает государственным корпорациям делиться информацией с зарубежными компаниями без специального разрешения.
Председательствуя в Совете Генштаба Балтийского моря, Россия выдвигает на повестку дня безвизовый режим, хотя при чем тут он и море. «Модернизацию в России понимают не как ряд действий, налагающих определенную ответственность, а как возможность получать иностранные кредиты, не меняя при этом сложившихся правил организации бюрократических процессов», - говорит Макарычев, выражая сомнение, что имеется воля и желание сложившийся статус-кво изменить.