Cообщи

Был разрез – стал гребной канал

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Татьяна Щербинина

Два драглайна, работающие на строительстве гребного канала на разрезе «Айду», идут на сближение. Между ними – последние четыреста метров, и канал будет прорыт. Время встречи назначено на конец августа. И уже осенью грунтовые воды поднимутся выше дна канала. А еще через год мощнейшее гидротехническое сооружение наполнится водой до своего проектного уровня.

«Любой уход печален» (слова из песни)

В первый раз побывала на разрезе «Айду» больше восьми лет тому назад. Тогда там кипела жизнь: днем и ночью работали добычные шагающие экскаваторы, по карьерным дорогам сновали БелАЗы, было многолюдно в административном здании... Сегодня на разрезе «Айду» очень тихо. И несмотря на то, что официально свою работу карьер закончил примерно год назад, около сорока человек по-прежнему несут здесь свою трудовую вахту. Теперь уже по новому профилю работы - на строительстве гребного канала будущего водно-спортивного центра мирового уровня.

- Конечно, жалко, что работа на «Айду» закончилась. Но ведь сланца в карьере уже нет, и мы это понимаем, - с нескрываемой грустью говорит руководитель горных работ разреза Антс Ваннус, отработавший здесь около восьми лет.

В далеком 1974-м году, перед открытием тогда еще разреза «Октябрьского», с лица земли исчезли несколько деревень, на месте которых встал разрез, люди вынужденно переселялись с насиженных мест, больно им было уходить со своей земли. Теперь уходит в историю сам разрез, и даже человек со стороны ощущает какую-то щемящую грусть: этого уже никогда не будет! Уйдут последние люди, демонтируют производственные и административные здания, порежут на металл последние БелАЗы…

Но все-таки, совладав с эмоциями, понимаешь: снова на этом месте сооружается нечто невиданное по своим масштабам, по меньшей мере, на территории нашего уезда. Вид будущего гребного канала величественный! Как техническая единица он практически готов. Как сооружение гидротехническое обретет свой ожидаемый облик осенью следующего года.

Уровень воды опережает планы

Насосы по откачиванию воды на разрезе остановили осенью прошлого года. С тех пор уровень подземных грунтовых вод постоянно поднимается.

- У нас был заказан специальный гидрологический прогноз в Эстонском геологическом центре. И по этому прогнозу получается, что вода будет подниматься до дна канала приблизительно до ноября нынешнего года. К этому сроку все наши работы непосредственно по подготовке русла канала должны быть завершены, - рассказывает руководитель по окружающей среде земельного подразделения «Ээсти Энергия» Калмер Сокман.

На сегодняшний день два драглайна, идущие навстречу друг другу, прокопали уже около двух километров длины будущего гребного канала. Остались последние 400 метров.

Ширина гребного канала будет 160 метров, проектная глубина - 3,5 метра плюс полметра глубины прибавят еще для страховки. По отношению к уровню моря канал будет возвышаться на 42 метра.

- На планируемую четырехметровую глубину канал должен заполниться водой к концу следующего года. Это по прогнозу, который рассчитывался по средним показателям. Но природа уже вносит свои коррективы. Прошедшие обильные дожди поднимают грунтовые воды опережающими темпами, - говорит Калмер Сокман.

Гребной канал сооружается вдоль реки Оямаа. Когда уровень воды в канале поднимется до заданной отметки, в западной его части будет естественный перелив воды в реку. Чуть дальше по течению Оямаа впадает в реку Пуртсе, которая, в свою очередь, бежит к Финскому заливу, таким образом получается сообщающаяся водная система.

Сегодня еще в реку Оямаа сбрасывает свою воду шахта «Виру», но уже через полгода, когда работы по демонтажу оборудования на последней будут закончены, откачивание воды с шахты прекратится. Гидрогеологи советуют делать переливание скважины с шахты, чтобы удерживать заполнение шахты «Виру» водой на определенном уровне. В будущем планируют, что в реку Оямаа будет сбрасываться также вода с новой шахты «Уус-Кивиыли».

Заканчиваются работы по рекультивации

Необлагороженный ландшафт закончившего свою работу карьера смахивает на лунный. Каменистая сланцевого цвета земля твердая настолько, что приходится удивляться, как же корни растений пробиваются через этот «камень»? Тем не менее, растения здесь растут, и растут достаточно успешно. На старых выработках уже шумит молодой лес. В основном, как говорит Сокман, это, конечно, лес, посаженный специально. В процентном соотношении больше всего на территории бывшего карьера высажено сосен. По словам собеседника, выбор на сосну пал совсем не случайно. Заказывали специальное исследование, которое определило, что на этой бедной почве лучше всего будет расти именно сосна. И действительно, приживаемость сосенок очень высокая. Антс Ваннус проводит экскурсию по месту посадок двухгодичной давности: сосна неплохо прижилась, дала хороший прирост зеленой массы этого года. В августе, с приходом дождей, концерн «Ээсти Энергия» произведет на карьере последние посадки молодого леса на площади в пятьдесят гектаров.

А вот лиственные деревья во многих районах «Айду» выросли самосевом. Но лес этот все равно отличается от привычной картины эстонского леса. Здесь практически нет почвы, а значит, и нижнего травяного яруса экосистемы. Пройдет еще много лет, прежде чем окрестности гребного канала приоденутся в зелень травы.

Тем не менее, природа не терпит пустоты. В рукотворных лесах появились первые  обитатели. Недавно работники видели  медведя, поселились здесь кабаны, лоси и олени. А лис и зайцев  уже никто не считает.

В советское время 148 гектаров отработанной территории карьера превратили в сельхозугодья. Сюда специально завозили плодородную землю. Сейчас здесь поля. Сегодня проводить такую рекультивацию с завозом плодородной почвы очень дорого, поэтому площади сельхозугодий на территории бывшего карьера увеличиваться не будут.

Траншеи превратились в озера

Ландшафт бывшего карьера за несколько лет преобразился разительно. Подъездные траншеи, бывшие еще недавно дорогами для тяжелой техники, на сегодня заполнены водой. Глубина рукотворных озер составляет от пяти до двадцати метров, причем пологий характер дна позволяет здесь купаться. «Вода уже теплая», - говорит Антс Ваннус. Шахтная вода, заполнившая траншеи, не только теплая и прозрачная, но что самое главное - чистая по своим химическим показателям. Она даже чище, чем та вода, которая идет с болот, - рассказывает Калмер Сокман. Здесь только повышенный уровень сульфатов в сравнении с природной водой. В то же время проведенное исследование, по словам Сокмана, показало, что этот уровень не оказывает негативного влияния на экологию.

Изменения ландшафта еще будут происходить. Так, после демонтажа производственных зданий  здесь окажется ровная площадка и сразу же откроется прямая дорога с Майдла на Кохтла-Нымме. Это значит, что сегодняшние более двадцати километров объезда сократятся до шести с половиной километров напрямую.

«Мы еще дверь не закрыли, а уже новые жители появились»

К территориям уходящего в историю карьера проявляют большую заинтересованность различные организации. Так, южную часть карьера хотела бы получить шахта «Оямаа» «Виру кеэмия групп» для складирования здесь отходов породы, «Кайтселийт» желает строить стрельбище.

- А вот эти квадратики - будущие ветряки, - показывает на карту карьера Калмер Сокман. - Получается, мы еще дверь не закрыли, а уже новые жители появились.

Впрочем, представители энергетического концерна совсем уходить не собираются. Сокман поясняет:

- Мы продолжим действовать здесь, на поле «Айду». Южнее «Айду» подготавливается разработка шахтного поля «Уус-Кивиыли». Прямо здесь, на границе, будет промплощадка. С промплощадки будет конвейер на промплощадку «Айду», чтобы вывозить сланец и грузить в составы на железной дороге. Длина конвейера составит около шести километров.

Ключевые слова

Наверх