Принципиальное решение Нарвского горсобрания не увольнять четырех директоров школ за недостаточное знание государственного языка, вопреки предписанию Языковой инспекции, удивило многих. Люди задают вопрос: что же это за организация такая, дающая указание выгнать на улицу руководителей школ, которых любят и уважают школьники и их родители? Чем и о чем думает государственная власть? Один из оппозиционных представителей этой власти – член Рийгикогу Михаил Стальнухин – согласился ответить на этот вопрос.
Кто в доме хозяин?
- Почему Языковая инспекция берет на себя обязанность решать человеческие судьбы? Что это такое?
- Это Языковая инспекция, вот что это такое.
- Нарва решила не увольнять четырех учителей вопреки предписанию Языковой инспекции. Почему?
- Правильно решила. Потому что, если один раз отступить и уволить четырех директоров, то следующим шагом будет увольнение сорока учителей.
- Вспоминается встреча педагогов Кохтла-Ярве с социал-демократами, в которой вы также участвовали. Вы за 20 минут у доски наглядно доказали, что сегодня девятиклассники Нарвы не готовы резко переходить на обучение на государственном языке, что это нанесет непоправимый урон усвоению ими знаний. А власть этого не понимает?
- На прошлой неделе я выступал в парламенте по поводу изменений в законе о профессиональном обучении. Говорил о последствиях перевода профессионального обучения на эстонский язык. Все предельно понятно, к чему это приведет. Но человек, который отстаивает позицию власти, говорит такое: что, мол, здесь выручит языковое погружение, что у него в Хаапсалу это дает превосходный результат. Ну, вот о чем с ними разговаривать? Ведь, фактически, наших детей лишают и грамотного среднего профессионального образования.
- Это вы понимаете, это понимают родители детей. Это понимает Нарвское горсобрание, решившее принципиально не увольнять учителей. Председатель Нарвского горсобрания Александр Ефимов в прессе заявил, что, принимая такое решение, депутаты выбирали из двух зол меньшее. Потому что может получиться так, как с полицией, когда в городе не хватает 18 полицейских. И депутаты не хотят, чтобы такие негативные последствия были еще и в сфере образования. Можно ведь понять и так, что решение Языковой инспекции – хоть и меньшее, но зло?
- Мы обсуждали этот вопрос на заседании правления Нарвского округа Центристской партии, и наше мнение звучало так: уволить директоров по решению Языковой инспекции – дать сигнал к увольнению нарвских учителей.
- Если очевидно, что резкий переход на преподавание на эстонском нанесет русским ученикам ущерб, получается, что власть ставит целью развалить русское образование, вырастить поколение, мягко говоря, необразованных людей, и получить то, к чему эта власть стремится? Страшновато только от одной этой мысли.
- Увы, но это не только в Эстонии. В День рождения Пушкина по российскому телеканалу показали уличный опрос подростков. Особенно порадовало, что Пушкина убил на дуэли Лермонтов… Все, что сейчас происходит в Европе, связано с тем, что властям выгодно не выпускать людей из детского возраста…
Власти боятся образованных, способных мыслить людей. Поэтому они прилагают все усилия к оболваниванию поколения. Благо, у них есть для этого средства и механизмы. Так резюмировал Михаил Стальнухин происходящее в системе образования.
Когда крайним станет мэр Нарвы?
Несомненно, решение Нарвского горсобрания не увольнять директоров школ, вопреки предписанию Языковой инспекции, будет использовано оппонентами для предвыборной борьбы. И, хотя решение принималось депутатами, и оно обязательно для городского управления, в этой ситуации «козлом отпущения» может стать мэр Нарвы Тармо Таммисте. Что думает он по этому поводу?
- Господин Таммисте, вы еще не почувствовали на себе реакцию со стороны верховной власти на решение города не увольнять директоров школ?
- Если честно, пока не почувствовал, никто до меня не домогался. Двум директорам школ Языковая инспекция дала отсрочку. Другие готовы заплатить штраф из собственного кармана. Так что, проблема не совсем такая, какой она была прежде. Я не считаю, что нарушение закона – хорошее дело, но в каких-то моментах все же надо поступать не так, как велит какая-то бумага, а руководствоваться пользой для дела. Я считаю, что в какой-то момент эти люди оказались «под танком».
В действиях министерства видно, что поставлена задача в школах по всей Эстонии полностью перейти на эстонский язык обучения. Я согласен с тем, что многие предметы можно учить на государственном языке. Но абсолютно уверен, что есть предметы, особенно, точные науки, которые пока на неродном языке учить трудно. Вот, я сейчас с вами довольно сносно говорю по-русски. Но, если даже мне будут преподавать математику или химию на неродном языке, я больше половины не смогу усвоить. Давайте говорить честно: те, кто сейчас стоит у руля образования, никогда не придут к власти в Ида-Вирумаа. Поэтому, оказавшись у государственной власти, они заботятся о том, чтобы здесь было плохо. Они рассуждают так: если не мытьем, так катанием, но надо испортить жизнь людям.
P.S.: Председатель Нарвского горсобрания Александр Ефимов – профессиональный юрист. Он считает, что обвинить городские власти в нарушении закона будет невозможно. Что это? Наивность? А то, можно подумать, что господин Ефимов не знает, какие наезды были на тех, кто отстаивает конституционное право учить русских детей на родном языке? Хорошо, если ему и нарвским депутатам не пришьют антигосударственную деятельность, что было бы вполне логичным в ожидании муниципальных выборов. Вот выдержки из Основного Закона Эстонской Республики:
Статья 12. "Перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений, а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам"
Статья 37. "Язык обучения в учебном заведении для национального меньшинства избирает учебное заведение."
Статья 49. "Каждый имеет право сохранить свою национальную принадлежность."
Является ли Конституция, действительно, Основным Законом, покажет время. Если последуют в отношении нарвских властей, принявших решение не увольнять директоров школ, какие-либо санкции, тогда станет очевидным, кто в доме хозяин: Основной Закон или ангажированный властью чиновник.