Сразу же по окончании актуса, завершившегося около 15.00, победители были вновь предоставлены сами себе – им в очередной раз самим предстояло «раскрашивать досуг». Робкие попытки лауреатов организоваться для коллективного снимка не вызвали ни малейшего интереса у организаторов – из зала нас «попросили». Лично мне пришлось воспользоваться гостеприимством РИА-Новости, один из работников которого – Ольга Серова, с кем я имею честь быть знакомым, провела небольшую экскурсию по помещениям агентства и великодушно позволила воспользоваться Интернетом и прочими благами цивилизации, на которые в МГУ я не рассчитывал.
Я не в первый раз принимаю участие в проектах, патронируемых Россотрудничеством, но впервые столкнулся с такой безалаберностью и практически нескрываемым пренебрежением к приглашенным гостям. И, если посланцы бывших союзных республик готовы были стоически все перенести, то гости из США, Словении, Франции были в явном недоумении. Да, конечно, «дареному коню в зубы не смотрят», но ведь не до такой же степени! Разбросанные по разным этажам, пущенные в «свободное плавание», мы были практически изолированы друг от друга и обсудить ситуацию толком могли только, встретившись случайно в коридоре. Так, Милена Рыковска из Чехии написала мне: «Я полностью согласна с Вашими словами. С другими участниками мы долго это обсуждали еще по дороге домой в свою страну. Остался очень неприятный осадок от отношения организаторов».
Конечно, мне сразу следовало бы насторожиться, поскольку уже при общении посредством электронной почты – при утрясании визовых и прочих формальностей – можно было понять, что подробности пребывания в Москве не с кем было обсуждать: ни на один мой вопрос никто толком не ответил. Присланная программа была скудна, но я был уверен, что нас хотя бы познакомят со зданием МГУ, предоставят возможность познакомиться друг с другом в неформальной обстановке. Если бы я с самого начала знал, что условия проживания будут такими, то ни за что не согласился на поездку. Отказаться от заселения не позволила природная деликатность, но теперь я понимаю, что поступил неправильно, согласившись на проживание в грязных комнатах, рискуя привезти домой инфекционное заболевание или «забавных» насекомых.