Периодически мы сталкиваемся то с лежащими на скамейках, то с проходящими мимо плохо одетыми и дурно пахнущими гражданами. Сколько же на самом деле бомжей у нас в городах - таковой статистики не ведется.
Сколько у нас бомжей, никто не знает
В горуправе кутузки нет
Кохтла-Ярве не имеет точной картины и статистики: где и в каком количестве проживают свободные граждане, не желающие иметь кров над головой.
- Понимаете, они свободные люди. Мы таким предлагаем помощь в оформлении документов, кров, можем предложить питание. Но большинство асоциалов в нашей заботе не нуждаются, предпочитая понимаемый по-своему свободный образ жизни, - говорит заммэра города Нина Алексеева.
Предложить проживание таким опустившимся кохтлаярвесцам могут либо в реабилитационном центре в Старом Ахтме, либо в йыхвиском социальном доме. Но вот сказать даже примерно, сколько таких людей находится на территории города, Алексеева затруднилась.
- У нас в горуправе нет кутузки. Если они что-то натворят - это контингент для общения с полицией, если им станет плохо где-то на улице - задача скорой помощи заниматься ими, - рассуждает Алексеева.
По ее словам, среди тех, кто предпочитает вести асоциальный образ жизни, достаточно и тех, у кого все в порядке с документами, им начисляется пенсия или социалка. Есть и свое жилье. Просто им нравится бродяжничать. Бегать же за ними, наставляя на путь истинный и подсчитывать городских бомжей - не задача города, - так полагает заммэра.
Бывали случаи, когда звонили в горуправу из Таллинна, сообщая о бродяжничающих по столице асоциалах кохтла-ярвеского происхождения. В отношении таких ничего не предпринимают. А вот своих людей из-за границы, бродяжничающих там, городу доставлять приходилось.
- Работаем в этом направлении с посольствами. Сообщают, например: ваш человек спит у подножия Триумфальной арки. Из Польши, из Бельгии доставляем. Недавно вот из Литвы товарища привезли. Таких случаев бывает три-четыре в год, - рассказывает Нина Алексеева.
В целом же, по мнению заммэра города, картина с шатающимися по городским улицам бомжами улучшается, таких людей становится меньше. В год примерно пятнадцати горожанам асоциального вида помогают с приведением в порядок документов, оформлением пособий и поиском крыши над головой.
В Йыхви бездомных нет
Статистики, сколько конкретно людей в Йыхви спят под открытым небом, тоже не существует. По словам руководителя социальной службы Йыхви Кайри Соомер, в Йыхви бездомных нет. Но есть те, кому, несмотря на имеющуюся официальную крышу над головой, все-таки хочется жить на улице. Проблем с теми, кто прописан в Йыхви, как правило, не возникает. Все они на учете социальной службы. И как только, так сразу волостная управа начинает заниматься оформлением документов таких асоциалов, хлопотать о пособии или пенсии, узнавать о наличии жилищных условий. И несмотря на то, что свободу передвижения асоциального вида граждан ограничивать нельзя, бывают исключения. Так, некоторое время назад по решению суда одну бродяжничающую жительницу Йыхви в принудительном порядке отправили в Ааский дом призрения. Проблема, по словам Соомер, с теми бродяжками, кто является или являлся жителем Кохтла-Ярве.
- Если они от нас убегают, мы ничего сделать не можем. Они – жители соседнего самоуправления, - сетует чиновник на то обстоятельство, что из всех ведомств и служб, занимающихся асоциалами, именно с кохтла-ярвеской горуправой взаимодействие происходит тяжелее всего.
Сейчас в Йыхви оформлением всех необходимых бумаг для асоциалов занимаются нечасто - два-три раза месяц. В то же время у волостных властей есть просьба к оперативным службам: если обнаруживают где-то такого гражданина на территории волости - дать знать об этом, возможно, это кто-то из неучтенных еще бомжей.
По словам Кайри Соомер, в уездном центре вот уже некоторое время набирает силу тенденция появления новых бездомных. Это те люди, которые из-за ставших непосильными кредитов, взятых в банках, по решению суда остаются без жилья. Приходится подыскивать социальное жилье такой категории людей.
В Нарве – отделение для бездомных
Бездомные в Нарве были, есть и, вероятно, будут. При городском центре социального попечения существует такое подразделение, как отделение для бездомных, или попросту ночлежка. Причем, по словам руководителя социального ведомства Нарвы Татьяны Пацановской, эта ночлежка рассчитана не только на тех, кого мы привыкли называть бомжами. Если для последних созданы условия попроще и все бесплатно, то для людей, по каким-то причинам оказавшихся в сложной жизненной ситуации, есть возможность аренды комнаты в этом же самом заведении. Также здесь окажут помощь иногородним или иностранцам, которые, к примеру, стали жертвой преступления, оставшись без денег и документов.
- Круглосуточно в ночлежке обитают сейчас семнадцать человек, только на ночь приходят - двадцать восемь человек. И человек семнадцать-восемнадцать ночуют ежедневно в отдельных комнатах, так что места не простаивают, - рассказывает заведующий отделением для бездомных приграничного города Вадим Загороднюк.
В Нарве бездомных не делят на своих и чужих, то есть по регистру населения людей не проверяют. Также асоциалам оказывается любая помощь в оформлении документов. Для людей еще не опустившихся, но оказавшихся в сложной жизненной ситуации, существует и такая бесплатная услуга, как долговое консультирование. Помощь такой категории людей в последнее время оказывается достаточно часто: порядка пятисот человек в год благодаря участию города получают социальное жилье на условиях аренды, причем это может быть не только общежитие, но и муниципальная квартира. По мере надобности помогают таким людям и в оформлении документов.
Под открытым небом не живут, по помойкам не питаются
- У нас уникальный город. Бомжей в Силламяэ нет. Под открытым небом у нас никто не живет и по помойкам не питается, - заверяет вице-мэр по социальным вопросам Татьяна Федоренкова.
Такого успеха, по ее словам, удалось достичь благодаря нескольким слагаемым. Во-первых, в городе на высоте поставлена работа с социально неблагополучным контингентом. И если поступает первый звоночек, таким человеком тут же начинают заниматься. Существует даже такая должность в социальной службе, как опорное лицо. Проблемный контингент кормят на суповой кухне, помогают оформить необходимые документами, утрясти вопросы с жилплощадью. Второй момент - это организация городского мусорного хозяйства. В Силламяэ не существует придомовых мусорных контейнеров, в которых, возможно, было бы удовольствие кому-то порыться. Жители города уже десятилетиями выносят свои мусорные ведра в определенное время к приезду мусоровоза. Компактность небольшого города также положительно сказывается на решении проблемы: здесь все на виду.
То, что кому-то из горожан время от времени хочется поспать на городских скамейках, - это, по словам Федоренковой, не свидетельствует о социальной незащищенности гражданина, это поведенческие проблемы. Однако руководитель социального ведомства признает, что время от времени головную боль доставляют пришлые асоциалы. Адресом их прописки Федоренкова называет Кохтла-Ярве.
Дневные бомжи
Руководитель социальной службы Кивиыли Кетлин Ютсмютс считает, что в Кивиыли также не существует тех, кто живет под открытым небом.
- Это дневные бомжи, люди, которым нравится жить именно так. Но у каждого из них на самом деле есть жилье. И ночевать они всегда идут домой, - говорит собеседница.
Выявляет проблемных горожан, как правило, попадание их в больницу. Ютсмютс полагает, что страх смерти побуждает асоциалов заняться оформлением документов, пособий или пенсий, и даже на какое-то время вести нормальный образ жизни. Но спустя несколько месяцев они снова оказываются на улице, потому что им так хочется. Впрочем, заниматься с нуля оформлением всех бумаг для местных асоциалов в Кивиыли приходится нечасто - один-два раза в год.