Карел Рюйтли: популизм и здоровье таллиннцев

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Карел Рюйтли.
Карел Рюйтли. Фото: Rahvaliit

Политические популистские предложения открыть озеро Юлемисте — резервуар питьевой воды Таллинна — для купания и прогулок обернется снижением качества воды, что будет представлять опасность для здоровья людей и приведет к дополнительным расходам на ее очищение, считает вице-председатель парламентской Комиссии по окружающей среде Карел Рюйтли (СДПЭ).

Легенда рассказывает, что в озере Юлемисте живет мифический старец, который каждый год накануне Иванова дня выходит из озера, чтобы узнать, достроен ли наконец город Таллинн, и если город достроен — старик грозится затопить его. И вот теперь в своем предвыборном популизме точить зуб уже на озеро Юлемисте начали реформист Тынис Кыйв и центрист Михаил Корб, предложив идею снизить ограничения на использование озера и разрешить купаться в нем, а также гулять, бегать и кататься на велосипеде у берега.

Озеро Юлемисте совсем неглубокое (в среднем 2,5 метра), летом вода в нем быстро прогревается и уже безо всякой человеческой деятельности наполняется массой органических веществ — по причине благоприятных условий для их роста. Если открыть доступ людей к воде, риск микробиологического и органического загрязнения озера вырастет еще больше.

Поскольку береговая полоса болотистая, а грунтовые воды стоят высоко, органическое загрязнение запросто попадает в Юлемис­те, что может повлиять на экосис­тему всего озера. При распаде органических веществ образуются азотные соединения, способствующие разрастанию сине-зеленых водорослей, а также массовому развитию токсинов и увеличению численности питающегося ими зоопланктона. Все это ведет к снижению качества воды.

Сегодня в санитарной зоне запрещена как экономическая деятельность, так и пребывание посторонних лиц. Если отменить эту зону, у людей появится право спокойно передвигаться по территории озера Юлемисте, купаться и ловить рыбу. Условия будут равными для всех — независимо от того, жителем какого района или деревни является человек. Жизнь показала, что запрещающие знаки не спасают от мусора и загрязнения. Печальный пример — водохранилище Соодла, где пребывание людей никак не ограничивали, и теперь мусор здесь валяется в нескольких метрах от воды.

Отказ от санитарной зоны приведет к тому, что вдобавок к уже имеющимся источникам загрязнения озера (которое, напомню, является резервуаром питьевой воды) — пролегающий над озером воздушный коридор для приземляющихся самолетов, поступающие со стороны шоссе выхлопные газы — добавятся новые.

Отдельный вопрос в плане безопасности — это упрощение доступа к запасам питьевой воды, что может обернуться возможными злоупотреблениями (например, добавление в воду ядовитых токсинов).

Вода озера Юлемисте сейчас относится к самому низкому классу качества — третьему, поэтому ее нужно очищать физически и химически. Если качество воды в озере ухудшится, может возникнуть ситуация, когда без дополнительных инвестиций жителей Таллинна не удастся снабжать пригодной для питья водой.

Существует и эмоциональная сторона: несмотря на данные исследований и оценки специалистов, многие люди до сих пор ошибочно считают, что вода из Юлемисте — низкого качества.

Открытие прибрежной зоны сформирует у людей предубеждение, что здешняя питьевая вода и вовсе опасна для здоровья.

Создание места для купания предполагает приведение в порядок прибрежной зоны. Такие работы по благоустройству со срезанием водных растений уменьшат окружающую водный резервуар буферную зону и смешение отложений с водой, что может благоприятствовать росту сине-зеленых водорослей и прочих вод­ных организмов.

Поскольку озеро Юлемисте прогревается намного быстрее морской воды, для купания его станут использовать очень многие жители столицы. А это увеличит общую нагрузку в плане загрязнения (различный мусор, попадающие с берега в озеро с дождевой водой питательные вещества, фекальное загрязнение и т.д.).

Париж берет воду из Сены, в Англии также есть вод­ные резервуары, по берегам которых могут ходить люди. Но там используется сложная сис­тема очистки в несколько ступеней, что значительно удорожает питьевую воду. К тому же свойства источников воды разные — реки, например, благодаря большой текучести обладают способностью к быстрому самоочищению, а в глубоких озерах вода остается холодной.

Таков, например, водный резервуар Хосуотер в Англии, на берегах которого людям разрешено находиться, но запрещена любая деятельность в воде. Речь идет об озере глубиной 20 метров, где температура воды в летние месяцы достигает лишь 14 градусов; вода же в Юлемисте прогревается до 22 градусов, что способствует размножению бактерий.

Питьевая вода из Хосуотера почти в три раза дороже воды, предлагаемой предприятием Tallinna Vesi. А в Индии пьют воду даже из Ганга. Хотим ли мы подобное в Таллинне? Зачем и за чей счет?

Наверх