Эмоции в связи с появлением на маршрутах западных оранжевых пассажирских составов понятны. Правда, эти красавцы не являются воплощением какого-нибудь фантастического технологического прорыва. Скорость и плавный тихий ход, а также кондиционеры, информационные экраны, Интернет и т.д. — все это у наших северных соседей уже давно стало привычным. Но для нас это имеет соврешенно очевидное символическое значение: мы сделали еще один очень заметный шаг прочь из того пространства, в котором в результате перипетий истории оказались заперты на целые полстолетия.
Мы забывчивы. Еще в середине 1990-х по нашим улицам ездили в основном автомобили советского производства, которые в технологическом плане, с точки зрения Западной Европы, оставались воплощением позавчерашнего дня, а то и более стародавних времен.
Внешний вид улиц довольно показателен с точки зрения уровня развития страны. Репортажи из бывших советских республик и сегодня часто начинаются с картинки, на которой видно, что по улицам едут «Жигули» и «Москвичи», а среди общественного транспорта до сих пор встречаются автобусы ЛАЗ. А приезжающие в Таллинн иностранцы не могут не замечать дребезжащих трамвайных вагонов, которым давно пора занять свое место в музеях.
И хотя городские власти позиционируют себя поборниками модернизации общественного транспорта, пионер этой сферы — трамвай вот уже полвека совершает свой путь по одному и тому же маршруту. И все это несмотря на мониторинги, обсуждения и конференции по этому вопросу, проводившиеся в последние десятилетия уже в независимой республике.