Неталлиннец, пользуясь транспортом столицы, должен оплатить проезд. Но попробуй его оплати, если у водителя просто нет сдачи, пишет журналист РМ Неэме Корв.
Неэме Корв: как неталлиннец ездит на столичном автобусе
Они каждый день передвигаются по Таллинну тысячами. Они здесь работают и тратят заработанные деньги. Многие из них ездят на автомобилях, но им приходится ездить и на автобусах и трамваях. Там-то и выясняется, что они чужаки. Неталлиннцы, у которых нет единой проездной карты. И я один из них.
Если неталлиннец хочет проехаться на автобусе, ему надо заплатить деньги. Те, кто приобрел единую карту, привычно пищат ею, так же как и таллиннцы. Но примерно столько же и тех, кому общественный транспорт бывает нужен не настолько часто, чтобы оплачивать его ежемесячно. Раньше такие неталлиннцы (как и гости столицы) приобретали право часового проезда с помощью мобильного телефона. Теперь же им остается только приобретать талон на проезд.
Талон стоит евро и 60 центов. Но ведь у неталлиннца точно так же, как у всякого другого человека, как правило, нет наличных денег — это примета наших дней. Он идет к банкомату, из которого извлекает пятиевровую купюру. Денег мельче у банкомата нет.
«Пожалуйста, один билет!» — протягивает он банкноту водителю. Водитель автобуса смотрит на пятиевровую купюру с таким отвращением, как будто кто-то требует, чтобы он проглотил таракана. «Без сдачи нет?» — «К сожалению, нет», — извиняется неталлиннец. «Господи…» — вздыхает водитель. Ужасно хлопотно! Затем он достает откуда-то из-за спины сумку, находит в ней бумажник и отсчитывает монеты. Автобус стоит. Неталлиннец боится взглянуть через плечо. Он чувствует затылком взгляды настоящих таллиннцев. Минуты тянутся бесконечно. Наконец водитель отсчитывает деньги и выдает билет.
Но стоит ли вся эта унизительная игра свеч? Деньги-то ведь и не потребуются. Из пяти моих последних поездок в трех случаях у водителя просто не было сдачи. Последний раз, когда я ехал на трамвае, водитель не смог дать сдачи даже с двух евро. Только когда монета через окошко брякнулась обратно, я заметил объявление на стекле кабины, на котором ручкой по-эстонски, по-русски и по-английски было написано: «Разменных денег нет!».
Недавно я беседовал с чиновником одной из ближайших к Таллинну волостей, он жаловался, что жители хитрят: регистрируют кого-нибудь из членов семьи в качестве жителя Таллинна. И мэрия ликует, что население растет. Министр Хелир-Валдор Сеэдер запрашивал у канцлера права, а законен ли вообще бесплатный проезд лишь для жителей Таллинна. Ну да ладно. А почему бы соседним муниципалитетам не договориться? Кажется, никто особо и не пытается.
Хотя целью Таллинна было разгрузить город от автомобилей. Или все-таки нет?