Ирина Эмбрих: о Новосёлове я больше говорить не хочу

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ирина Эмбрих.
Ирина Эмбрих. Фото: Тоомас Хуйк

Лучшей на сегодня фехтовальщице Эстонии Ирине Эмбрих 12 июля исполнилось 33 года. Три недели назад вместе с подругами по сборной Эстонии Ирина стала чемпионкой Европы в командном турнире по фехтованию на шпагах. О завершении спортивной карьеры мама восьмилетней дочки пока не думает: есть еще к чему стремиться. К чему именно, спортсменка рассказала в интервью Postimees.

Сейчас, после триумфа на ЧЕ в Загребе, наверное, наслаждаетесь отдыхом?

Отдых был коротким. Ведь уже в начале августа едем в Будапешт на чемпионат мира. Так что подготовка идет полным ходом. Особенно напряженная работа предстоит на сборе в Германии.

Праздники, подобные недавней победе, случаются в спорте не так часто. В основном же это рутинная, тяжелая работа. А вы в фехтовании уже много лет. Не возникает ли ощущения усталости — физической, моральной?

Бывает такое чувство порой. И разочарование случается из-за неудач. Особенно тяжелый кризис был у меня после того, как выяснилось, что мы с командой не попали на Олимпиаду в Пекине в 2008 году. Ты тренируешься, как проклятый, но в решающий момент решающего поединка не ты, а соперник наносит последний укол — и все, мечта улетучилась… Но всякий раз любовь к фехтованию берет свое, и ты опять включаешься в процесс.

Чем же вас так притягивает это единоборство?

Фехтовальный бой — это благородный поединок двух личностей. И каждый раз он проходит по-разному, потому что нет двух одинаковых. У каждого свой почерк, свое лицо. Чтобы преуспеть, необходимы в равной степени разные качества — быстрота, пластика, реакция, скорость мышления, умение предугадывать ходы соперника и скрывать свои, психологическая устойчивость…

Не она ли, психологическая устойчивость, помогла вам на том же чемпионате Европе в Загребе? Ваша команда могла завершить выступление еще в четвертьфинале, после матча с Россией. Все зависело от вашего последнего поединка с Анной Сивковой. Вы отставали, но догнали ее, и в дополнительное время нанесли решающий укол.

Есть соперницы удобные, а есть неудобные. Так вот Анна — для меня удобная соперница, хотя она выше в рейтинге, не раз была чемпионкой мира, Европы, олимпийской чемпионкой в команде. Мы много раз встречались на дорожке, и чаще побеждала я.

Возможно, я для нее, наоборот, неудобная соперница, и, зная это, она побаивалась меня. Впрочем, бывало у нас по-разному. Именно Сивкова не пустила нас на Олимпиаду-2012 в Лондоне. И тоже все тогда решалось на последнем уколе.

Пока у вас были только сереб­ряные и бронзовые личные медали на чемпионатах мира и Европы. Согласились бы поменять командную золотую медаль на личную?

Нет. Хотела бы только прибавить одну к другой. Но конечно же, хотя бы раз осознать, что среди всех-всех шпажисток в мире или в Европе ты — первая, было бы невероятно здорово. Но и победить вместе с командой, где один за всех и все за одного, когда каждый вносит вклад в общее дело, тоже потрясающе радостно.

Фехтование — ваш первый и единственный вид спорта?

Года в три или четыре мама отдала меня на спортивную гимнастику. Мне там не понравилось, да еще и тренер повышал голос, если что было не так. Перешла на гимнастку художественную. Это было интереснее. А уже в школе, во втором классе, к нам пришел тренер по фехтованию. Записалась и туда, тогда же все бесплатно было.

Понравились и тренер, и тренировки — очень разно­образные и увлекательные, в отличие от гимнастики, мы много играли в подвижные игры. Клинок нам давали поначалу редко, но чем больше я вникала в суть этого единоборства, тем больше оно меня привлекало.

Помните вашего первого наставника?

Конечно. Это Самуил Каминский, известный специалист. Мы и сейчас с ним сотрудничаем.

Правда, не постоянно, а когда у меня есть возможность приехать в Норвегию, где он теперь живет. Очень важно, чтобы опытный тренер хотя бы время от времени посмот­рел на тебя со стороны, подправил технику, подсказал что-то. Вновь мы сошлись с Каминским после нашего разрыва с Колей Новоселовым.

Наверное, это был уникальный случай вообще в спорте, когда два действующих спортсмена одновременно являются и тренерами друг для друга.

При этом и интересный. Как и любой этап в жизни, он дал новый опыт. Оба мы знаем фехтование, что называется, изнутри, и такая взаимная поддержка была, я считаю, полезной. Однако необходимо полное доверие друг к другу. Доверие было утрачено, и мы расстались.

Новоселов, став в 2010 году чемпионом мира, получил причитающуюся ему премию, а вы как его тренер свою. Однако когда Николай где-то публично сказал, что ваша заслуга в его успехе не так уж велика, вы тут же перевели ему всю эту сумму. Это поступок. Что здесь было — гордость, обост­ренное самолюбие?

Наверное… Но не будем об этом. Я уже давала интервью по этому поводу и сказала тогда, что данную тему больше не обсуждаю.

Вам интересна тренерская работа?

Если я не в отъезде, то занимаюсь с детьми в единственном в Таллинне специализированном фехтовальном зале в Мустамяэ, и мне это нравится. Хорошо себя чувствую среди детворы. Когда я все-таки закончу выступать, наверное, сосредоточусь на этой работе.

Какое у вас образование?

Педагогического нет пока. Я окончила ТТУ по специальнос­ти «химия и защита окружающей среды». Я хорошо училась в школе, химия мне нравилась, вот и поступила за компанию с подругой на эту специальность. Но никогда не работала по ней.

После рождения ребенка какое-то время раздумывала, что делать дальше — искать работу по полученной профессии или еще задержаться в спорте. Посоветовалась с родными, с мужем и решила задержаться, вот уже на восемь лет, получается. Очень уж я люблю фехтование. Но решающим было не это, а то, что мои результаты обеспечивают соответствующее финансирование. Я ни у кого не сижу на шее, приношу деньги в семью.

Вашей дочке восемь лет. Как переносите частые разлуки?

Если бы Маша при расставании каждый раз плакала, хватала меня за ногу, не отпускала, мне было бы очень тяжело. Но она молодец, помогает мне — всегда, провожая, машет рукой и улыбается.

Примерно в этом же возрасте вы пришли в фехтование…

Пока дочка занимается художественной гимнастикой — пошла по моему пути. Но в фехтовальный зал я иногда ее с собой беру, занимается там с детками. Посмотрим, что будет дальше.

А если посмотреть на перспективы вашей собственной спортивной карьеры? Она ведь продолжается.

Да, есть еще несколько лет. И есть нереализованные мечты. Об одной из них даже как-то неловко говорить: до сих пор, предпринимая многочисленные попытки пробиться на Олимпиаду, всякий раз терпела фиаско. Теперь моя цель и мечта — участие в олимпийском турнире в 2016 году в Рио-де-Жанейро. Для этого надо ровно и сильно выступать на предшествующих международных соревнованиях. Хотя бы пробиться для начала на Игры. А там посмотрим.


Ирина Эмбрих

• Родилась 12 июля 1980 года в Таллинне

• Достижения на ЧМ:

2002 — 2-е место в командном зачете

2006 — 2-е место в личном зачете

2007 — 3-е место в личном зачете

• Достижения на ЧЕ:

2003 — 2-е место в командном зачете

2007 — 3-е место в личном зачете

2012 — 3-е место в командном зачете

2013 — 1-е место в командном зачете

• Титул лучшей спортсменки Эстонии 2007 года

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх