Работа Кристины Норман «After-War» («После войны»), представленная на Венецианской биеннале, в эстонской прессе вызвала волну критики. Некоторые специалисты назвали проект нарушением допустимых границ искусства.
Работу Норман критики встретили одобрительно
Однако такая ситуация сама по себе демонстрирует важность произведения: с одной стороны, еще не угасли политические страсти, а с другой — какой смысл был бы в искусстве, если бы оно не вызывало время от времени споры на тему «что есть искусство, а что — нет».
Стоит упомянуть, что 9 мая самая значимая часть работы Норман, или «Бронзовый солдат», была установлена на месте бывшего памятника, но полиция заставила убрать скульптуру и сделала художнику устное предупреждение.
О впечатлении, которое произвела инсталляция «After-War» на выставке в Венеции, мы поинтересовались у представителя Эстонского центра современного искусства, главного редактора портала kunst.ee Андреаса Троссека.
Работу много хвалят, поскольку она носит острый политический характер и действительно выделяется на общем фоне, который в этом году достаточно невыразительный. На выставке очень мало работ политического характера.
Похоже, что лучше всего эстонский проект поняли зрители Германии, Израиля и Италии, то есть государств, в которых по той или иной причине произошел внутренний раскол. В той же Италии разница между северной и южной частями страны довольно велика.
Прежде всего оценивается смелость работы. Нас спрашивали, действительно ли государство дотирует такое искусство и является ли Эстония настолько демократическим и сильным государством, чтобы так смело оплачивать критику через искусство. И хотя подобные работы бывали и раньше, в этом году Эстония явно выделяется.
Статистику последних двух дней привести не могу. Дни прессы состоялись до открытия, 4-6 июня. За три официальных дня выставку посетили 2200 человек. Кроме журналистов и связанных с выставкой лиц, это были и представители других павильонов, и художники.
Если музей начинает переговоры, это еще не значит, что продажа состоится. Из «Kiasma» приходили люди смотреть эстонскую работу, они были в восторге, однако трудно сказать, что будет дальше. Это длинные и сложные процессы.
В любом случае, поскольку представители музея побывали на месте, они имеют представление, как лучше всего экспонировать работу в музее. Будем надеяться, что продажа «After-War» и ее международное признание помогут деполитизировать это произведение искусства.