Райнер Штернфельд: я вижу весь мир

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Райнер Штернфельд и его команда посвящают Крест Свободы всем, кто словом и оружием боролся за независимость Эстонии и кто ценит свободу.
Райнер Штернфельд и его команда посвящают Крест Свободы всем, кто словом и оружием боролся за независимость Эстонии и кто ценит свободу. Фото: Pm

По словам автора идеи монумента Свободы Райнера Штернфельда, памятник был задуман так, чтобы он был понятен всем — сегодняшним пожилым людям, сегодняшней молодежи и будущим поколениям.





Строящаяся «стрела» на главной площади столицы  — единственный на данный момент архитектурный объект, который создал со своими коллегами инженер-машиностроитель-мехатроник Райнер Штернфельд.

«Никогда не думал, что стану создателем памятника. Но мы были счастливы уже потому, что конкурс был открытым и мы смогли принять в нем участие. Хотели победить, но не питали особых надежд: ведь на последний конкурс было прислано 44 работы», — вспоминает он.

Для создания памятника его команде (кроме него в разработке участвовали инженер-машиностроитель Андри Лайдре, архитекторы Кадри Кихо и Анто Сави)  пришлось вспомнить все, что касалось Освободительной войны и всех конкурсов по созданию памятника. Всего попыток установить монумент этой победе, по его словам, было шесть (сейчас была седьмая).

«Мы основательно изучили все представленные макеты, учли то, почему они не прошли, — рассказывает автор монумента. — Сделали свой проект традиционным по форме, но инновативным по исполнению. Так, чтобы он был понятен и пожилым людям, и молодым, и тем, кто будет жить потом».

Райнер считает совершенно неверным и оскорбительным, когда Крест Свободы связывают с фашизмом. Крест Свободы был создан художником Николаем Трийком в 1919 году в стилистике Финского Креста Свободы и Крес­та Святого Георгия, который выдавали только до 1925 года. Среди других эту награду получил Уинстон Черчилль, а также короли и президенты стран Европы.

Символ хрупкости

«История — сложная штука. Часто люди шли воевать за тех, на чьей стороне они находились в момент начала войны. Вариантов было немного: быть насильно мобилизованным в Советскую армию, в гитлеровскую армию, уйти в леса или переплыть через море в Финляндию или Швецию. Освободительная война — единственная, в которой мы выиграли. Это было то, чего жители Эстонии ждали 700 лет. Не будь ее, нам бы не удалось построить демократическое государство» — считает Райнер.

С эстонцами воевали бок о бок и те, кто жил в Эстонии: белые русские (под бело-сине-красным флагом), шведы, англичане, французы, латыши — 17 национальностей. 3,5 тысячи добровольцев приехали из Финляндии.
«Это много — ведь война за независимость шла, в общем, в чужой для них стране. Этот памятник посвящен всем, кто воевал тогда за свободу Эстонии, в том числе и русским. Из 100 000 участвовавших в той войне погибли 7000», — говорит он.

При создании монумента авторы применили один из приемов поп-арта — увеличение части предмета, в данном случае самого крес­та, для того, чтобы объект стал более заметным. Использовали подсветку, чтобы монумент был виден в темное время суток, которое в Эстонии преобладает и которое в сумерках делает остальные памятники  невыразительными.

Свойственная стеклу хрупкость должна, по замыслу авторов, напоминать о хрупкости такого понятия, как свобода, а его текстура, похожая на лед, — символизировать трудные сражения, проходившие в условиях суровой зимы.
Монумент выполнен в виде знака отличия за исключительную личную доблесть, который никому и никогда не выдавался: Ордена Креста Свободы 2-го класса 1-й степени. Если бы у автора была возможность самому наградить кого-то подобным орденом, кому бы он его вручил?

«Мы посвящаем этот Крест Свободы всем тем, кто словом и оружием боролся за независимость, всем жителям Эстонии, которые ценят свободу», — ответил Штернфельд.

Лаконичность монумента, по словам Райнера, соответствует мироощущению эстонской нации. «Эстонцы — тихие, трудолюбивые, не любят повышенного внимания к себе», — говорит он.

Как выяснилось при подготовке к конкурсу, в регионе, охваченном военными действиями во время Освободительной войны (в Эстонии, Северной Латвии, Южной Финляндии и на западной границе России), сегодня существует 132 памятника Крес­ту Свободы, из них 52 имеют выгравированный символ креста, а 30 монументов — собственно кресты.

«Мне понятно, что сейчас обсуждается цена строительства. Однако в условиях конкурса не были оговорены такие пункты, как цена или высота памятника. В 2005 году в Рийгикогу лежали два законопроекта: один касался создания памятника участникам Освободительной войны, другой был посвящен общей ценности свободы. В то время о кризисе еще никто не думал. И деньги на строительство выделили из прош­логоднего и позапрошлогоднего бюджета», — сказал Штернфельд.

Кстати, первые три места в конкурсе эскизов монумента заняли очень молодые люди. Для Эстонии Райнер считает это естественным.

«С 1991 года, когда стране пришлось срочно перестраиваться на западные стандарты жизни, молодые люди получили возможность делать карьеру и теперь начинают работать довольно рано. Это более чем нормально. Сам я начал работать в 18 лет».

Сейчас Райнер работает директором по развитию и стратегии фирмы ABB по Прибалтике, занимающейся автоматикой и энергетикой. «В Европе же, как я заметил, первое рабочее место люди часто получают только в 25-26 лет», — говорит 26-летний Штернфельд.

«При выборе профессии я думал о том, в какой сфере не хватает хороших специалистов. Планировал стать юрис­том, я ничего никогда не забываю, легко нахожу общий язык с людьми и предпочитаю фундаментальный подход к проблеме. Но, в конечном итоге, стал инженером и изобретателем, имею степень магистра в мехатронике и рад, что выбрал такую специальность», — сказал Райнер.

Новая разработка

По словам Райнера, в Эстонии выдается в год 16 патентов на миллион человек, в Японии — около 950. «Я интересуюсь промышленным дизайном. Знаете, я вижу весь мир, например, вижу не просто кофейную чашку, но и то, как она сконструирована и по какой технологии изготовлена», — сказал он.
Сейчас Райнер и Андри Лайдре разрабатывают буй, который измерял бы силу и направление подводных потоков и предсказывал высоту волн и их интенсивность.

Райнер Штернфельд


• Родился 5 декабря 1982


в Таллинне.


• Магистр cum laude по мехатронике.


• Директор по развитию


ABB AS.


• Председатель правления Sternfeld& Laidre OÜ.


• Член клуба Lions Interna­tional, депутат горсобрания Сауэ, председатель правления MTÜ Innovatsioon.


• Член партии IRL.


• Хобби: спорт, туризм, фотография, промышленный дизайн, живопись, поэзия, музыка.


• Женат.

Комментарии
Copy
Наверх