Открытие Таллинна навстречу морю оставалось предвыборным обещанием политиков до тех пор, пока в Эстонии шли свободные выборы. Postimees отправился посмотреть, насколько Таллинн действительно открыт морю.
Насколько Таллинн открыт морю
Оставим на сей раз Какумяэ в стороне, начав с Мерираху. Несмотря на то, что там многоквартирные дома окружены заборами, ворота гостеприимно открыты как со стороны улиц, так и с моря, ничто не мешает проходу к высокому морскому побережью. Там начало территории Эстонского музея под открытым небом, ограда которого простирается над берегом моря.
Спустившись по берегу, там тоже можно было бы пройтись по морю, однако это было бы нарушением закона, поскольку закон, устанавливающий повсеместное требование свободного прохода к берегу, делает для музеев исключение. Двигаясь от музея в сторону города, вновь обнаруживаешь открытые прибрежные просторы. Возле школы Рокка-аль-Маре берет начало приморский променад, который тянется среди зарослей камыша до самого пляжа Штромки. В свою очередь, оттуда можно продолжать движение до пристани Меэрусе.
На полуострове Копли подобный проход к морю совершенно невозможен. Сначала Меэрусе, затем порт Беккера, и наконец — БСРЗ и Русско-Балтийский порт, закрытая территория которого охватывает всю вершину полуострова Копли. На берег моря можно вновь попасть в районе Коплиских линий и улицы Неэме. Дальше можно было бы пробраться по прибрежным камням до территории станции очистки сточных вод, где посторонним находиться запрещено. А дальше уже идет полуостров Пальяссааре, который хотя и закрыт для автомобилей, однако совершенно доступен для велосипедистов и пешеходов. Тамошние дороги являются в основном наследием советской или даже еще царской армии, однако добраться по ним в самые удаленные уголки полуострова вполне возможно.
Свободное морское побережье заканчивается незадолго до Екатерининского причала в направлении города, где опять же расположено множество причалов, куда имеет доступ отнюдь не каждый. Территории Пальяссааре, Хундипеа и Минной гавани закрыты.
Далее идет причал Ноблесснера, который, видимо, остается единственным местом, в отношении которого можно действительно говорить, что Таллинн открывается навстречу морю.
Строительство и ремонт кораблей там сворачивается, и в свои права вступают причал для яхт, заведение общественного питания и очень популярная концертная площадка в лице бывшего литейного цеха. В дальнейшем одно из старинных портовых строений будет перестроено в офисное здание. Судоремонтные работы пока еще ведутся на узкой территории, пролегающей как раз между причалом Ноблесснера и Летной гаванью.
Поэтому, чтобы попасть со стороны Ноблесснера в находящуюся в распоряжении Морского музея Летную гавань, вам придется вновь немного удалиться от моря. Летная гавань, разумеется, открыта для всех. Видом на море можно любоваться и со стороны расположенного неподалеку комплекса Батарейной тюрьмы, но чтобы попасть туда из Летной гавани, необходимо опять же описать еще один круг, поскольку оба ориентированных на посетителей заведения отделены друг от друга жесткой оградой из колючей проволоки. От Батарейной в сторону города простираются территории Каларанда, но и туда попасть напрямую вдоль моря невозможно, приходится проделать небольшой круг по улице.
Территория Каларанда, окрестности Городского холла и пространство между Городским холлом и круизными причалами являются открытыми для прохода.
Тянущаяся оттуда в направлении города портовая зона преимущественно закрыта, если не считать Бассейн Адмиралтейства.
Морское побережье предоставлено в распоряжение портов вплоть до самой улицы Петролеуми, где простым смертным вновь открывается возможность прогуляться по берегу моря.
Далее нет никаких преград для того, чтобы подобраться к морскому побережью.