Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Юрий Маловерьян: Навальный просто невиновен. Точка

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юрий Маловерян
Юрий Маловерян Фото: Erakogu

Российские официальные власти уверены, что большинство народа считает всех, кто поднялся хоть чуть-чуть повыше, жуликами и ворами. И Навальный, по расчетам властей, должен проходить по этой же статье жуликов и воров. Но он не является тем, кем его пытаются выставить перед людьми, пишет колумнист Юрий Маловерян.

Один из ведущих российских оппозиционеров написал в Facebook: «Невольно возникает ощущение, что за этим делом стоит что-то такое, чего я не знаю». Написано это было 18 июля, в тот день, когда тысячи москвичей вышли на улицы в знак протеста против обвинительного приговора Алексею Навальному, а прокуратура вдруг совершенно неожиданно обжаловала его арест.

То, что неведомо одному из причастных к событиям, мы не знаем и подавно. Однако несколько простых вещей по поводу Навального все же известны. Во-первых, благодаря последним событиям этот молодой юрист пос­ле годичного перерыва вновь оказался фигурой если не объединяю­щей российскую оппозицию, то, по крайней мере, являющейся ее символом.

Во-вторых, обсуждая случай Навального, стоит напомнить, что мы имеем дело не с повторением судебного процесса над Михаилом Ходорковским и «выборочным правосудием». Навальный просто невиновен. Точка.

Мы действительно не знаем, почему прокуратура ходатайст­вовала — неслыханное ранее дело — об освобождении его из-под ареста до вердикта областного суда, хотя Кировский районный суд отправил Навального на пять лет за решетку. Мы также не знаем, почему мэр Москвы Сергей Собянин и правящая партия помогли ему зарегистрироваться кандидатом на выборы мэра Москвы и почему оппозиционер принял эту помощь.

Самое распространенное в российском информационном пространстве объяснение — как обычно, не без привкуса теории заговора — это то, что все дело в разногласиях во властных структурах, между группировками мифических «либералов» и «силовиков», когда одни пытаются использовать Навального в качестве оружия против других.

Еще одна версия, не такая сложная, сводится к тому, что никаких устойчивых группировок не существует, просто различные лица — друганы верховного правителя, его приспешники, ведомства, заинтересованные группы и т.д. — действуют сами по себе, а потому временами и случается такая неразбериха, которая возникла в случае с Навальным.

Работающая, как хорошо отлаженный механизм, вертикаль власти существует, видимо, только в выпусках новостей российского государст­венного телевидения и в мечтах миллионов людей пожилого возраста, которые все еще верят этим новостям.

Организуя постановки, подобные суду над Навальным и Пет­ром Офицеровым, находящаяся у власти группировка во главе с товарищем Путиным, несомненно, рассчитывает на то, что эти люди и теперь поверят тому, что им скажут с экрана.

Нельзя сказать, что этот расчет ошибочен: они таки верят. Как одна старушка, вступившая в беседу с соратниками Навального и журналистами, как-то в мае стоявшими возле здания Кировского районного суда.

«Ну зачем они так делают, разве можно воровать миллионами!» — запричитала бабуля. «Но вы посмотрите, у нас тут материалы уголовного дела, вот краткое заключение, читайте, смотрите, украл кто-нибудь хоть что-то на самом деле». — «Ничего я читать не буду, я и так знаю, ведь по Первому каналу все уже рассказали. Уж я-то знаю, все они там одинаковы, как только дорвутся до власти...»

Это последнее «заключение», несомненно, является еще одним обстоятельством, которое учитывают российские официальные власти: большинство народа считает всех, кто поднялся хоть чуть-чуть повыше, жуликами и ворами. И такая логика понятна, поскольку значительная часть народа и сами носители власти как часть народа полагают, что дополнительный «приработок» на своем рабочем месте — это вполне нормально.

Верховная власть в России во главе с Путиным уже многие годы хочет доказать народу совсем не то, что они хорошие, а другие плохие, скорее наоборот, что другие «еще хуже». Это делается и в случае Навального.

Кажется, что в эту ловушку попадаются и те люди, которые вроде бы должны знать, откуда при необходимости можно почерпнуть достоверную информацию. 18 июля, когда молодой судья Ленинского районного суда города Кирова Сергей Блинов признал Навального и Офицерова виновными, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, например, что он глубоко обеспокоен «выборочным правосудием» в России.

Хейг, как и некоторые другие выступившие с подобными заявлениями политики, несколько отстал от паровоза. О «выборочности» говорили еще во время первого судебного процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, поскольку никто не решился утверждать, что Ходорковский и Лебедев и в самом деле не уклонялись от уплаты налогов.

Но время идет, политическая культура в России развивается, и предъявленные Навальному обвинения являются вопиюще, пошло и откровенно абсурдными. В этом может убедиться всякий, кто владеет русским языком: материалы дела вывешены в Интернете.

Как политик Навальный остается для многих не самой симпатичной фигурой: его, например, упрекают в излишней ксенофобии, у него нет никакой программы, кроме борьбы с коррупцией, никакого ясного представления о приемлемой для России новой политической системе; кажется, что он просто считает, что надо заменить «плохих» парней на «хороших», и наступит порядок и справедливость.

Но он и не является тем, кем его пытается выставить перед зрителями Российского телевидения, нами и Уильямом Хейгом коллективный Путин — он не жулик и не вор, как «все они там». Те, кто хочет упрятать Навального за решетку, конечно же, надеются на несколько иную похожесть с историей Ходорковского. А именно, что Навального скоро забудут, как был по сути забыт Ходорковский.

Может быть, и забудут. Против Навального возбуждено еще несколько столь же абсурдных уголовных дел. Поэтому вполне возможно, что в итоге он сядет на более долгий срок, чем эти пять лет.

Но пока что этот судебный процесс и в какой-то мере выборы московского мэра вновь выдвинули его на то место, на котором он находился еще год или полтора назад — на место главного лидера российской оппозиции.

* Юрий Маловерьян является российским корреспондентом ВВС.

Комментарии

Ключевые слова

Наверх