В России 1 августа вступил в силу закон о борьбе с интернет-пиратством. На данном этапе он затрагивает видео-, кино- и телевизионную продукцию. В осеннюю сессию Госдума предполагает включить в документ санкции за нелегальное распространение в Интернете музыки, игр и программного обеспечения, передают ИТАР-ТАСС и "Интерфакс".
В РФ вступил в силу антипиратский закон. Эксперты: власть нарушила негласный договор и отняла у людей любимую игрушку
В знак протеста более полутора тысяч сайтов, в том числе, например, крупнейший музыкальный портал Рунета Zaycev.net, решили в этот день провести забастовку. Они разместили на своих главных страницах текст на черном фоне: "Сайт заблокирован по решению органов государственной власти. Подобное сообщение вы скоро сможете наблюдать вместо своих любимых сайтов". Либо предупреждение в другой форме с призывом голосовать за общественную инициативу по отмене закона.
Забастовку организовала Пиратская партия России (которой Минюст регулярно отказывает в регистрации). А программный код для установки забастовочной страницы на сайты желающих присоединиться к акции разработало профессиональное сообщество программистов и IT-специалистов "Хабрахабр". В четверг оно собирается вести мониторинг хода акции и затем опубликовать данные о том, сколько людей узнали таким образом о резком неприятии рунетом нового закона, передает Русская служба BBC.
Сайты разрешено блокировать до суда
Согласно закону, правообладатель, обнаружив в сети фильм или видео, размещенное без его разрешения, вправе обратиться в Мосгорсуд с заявлением об ограничении доступа к этим продуктам. На подачу иска отводится 15 дней. При этом закон предусматривает досудебную блокировку интернет-страниц со спорным содержимым.
До рассмотрения иска по существу суд будет обязывать владельцев интернет-ресурсов и хостинг-провайдеров в течение трех рабочих дней убрать предположительно нелегальный контент. Если этого не произойдет, интернет-провайдеры должны будут в течение суток ограничить доступ к целому сайту или размещенной на нем спорной информации.
Если за 15 дней судебного иска от правообладателя так и не поступит или суд впоследствии признает заблокированный контент законным, доступ к нему вновь может быть открыт. А организация или граждане, чьи права и интересы были нарушены предварительной блокировкой сайта, смогут требовать от жалобщика возмещения убытков.
Уже работает специализированный сайт Роскомнадзора, через который правообладатели могут направлять заявления об ограничении доступа к тем или иным ресурсам. При этом в ведомстве уверяют, что благодаря установленному электронному каналу связи с Мосгорсудом проверка наличия обеспечительного судебного решения будет занимать минимум времени.
У Роскомнадзора есть договор о взаимодействии в рамках реализации закона с крупнейшими российскими правообладателями. Подписи под документом поставили "Централ Партнершип", "Первый канал", ВГТРК,", Rutube, "Ростелеком", "Вымпелком", "Мегафон", МТС и ряд других компаний, реализующих легальную видеопродукцию.
"Борьба не с пиратами, а с Интернетом"
В целом же интернет-отрасль взорвалась возмущением по поводу принятого закона. "В такой редакции законопроект направлен против логики функционирования Интернета и ударит абсолютно по всем - даже не только по пользователям Интернета и владельцам сайтов, но и по самим правообладателям, - заявлял "Яндекс". - Выбранный способ регулирования борется не с пиратами, а с Интернетом - это все равно что навсегда закрывать магистраль, на которой произошла одна авария".
Интернет-компании уверены, что закон создаст мощный механизм для недобросовестной конкуренции. "Вот пример одного из них. Злоумышленник, заинтересованный в закрытии сайта N, насвистывает на диктофон мелодию собственного сочинения, тем самым становясь ее правообладателем. Затем он размещает фонограмму своего художественного свиста на сайте N. После этого - со скриншотом сайта N, на котором видно размещение фонограммы, - новоиспеченный правообладатель обращается в Московский городской суд", - описывал "Яндекс" схему возможного мошенничества.
Компания заключила: "Таким образом, законопроект позволяет быстро и дешево закрыть произвольный интернет-ресурс. Или подразумевает постоянную премодерацию загружаемого пользователями контента, что технически невозможно".
"Яндекс", Google, Mail.Ru, Ozon.ru и многие другие в конце июня обратились с открытым письмом к правительству, в котором указали на недостатки закона и его неэффективность. Интернет-пользователи также негодуют: в Москве, Петербурге и еще более десятка городов страны прошли акции протеста, а на сайте российских общественных инициатив за "отмену закона о произвольных блокировках интернет-ресурсов" проголосовали уже более 58 тысяч граждан. Если петиция соберет более 100 тысяч голосов, ее должна будет рассмотреть Госдума.
Опасаясь злоупотреблений и блокировок добропорядочных сайтов, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), в свою очередь, разработала специальный сайт RuTakedown, посвященный мониторингу применения закона. На нем владельцы сайтов, в частности, смогут пожаловаться на неправомерные блокировки. Кроме того, на сайте будут размещены информационно-просветительский блок и база заблокированных сайтов.
"Когда у людей отнимают любимую игрушку, люди начинают сердиться"
Это первый закон, который касается подавляющего числа пользователей Интернета и ограничит свободу в Сети, пишет "Газета.Ru". Эксперты также опасаются, что закон могут начать использовать для политической цензуры.
Издание приводит конкретные случаи злоупотреблений новыми законами, регулирующими Интернет. Доступ к "Газете.Ru" закрывался в Ульяновской и Нижегородской областях без попыток поставить в известность редакцию издания. В обоих случаях основанием для блокировки ресурса становился материал о коррупции, вышедший несколько лет назад. Другое сетевое СМИ, Lenta.Ru, было вынуждено удалить три материала, нарушавших, по мнению Роскомнадзора, запрет на использование мата в СМИ.
Основная проблема с "антипиратским законом" заключается в том, что он задевает абсолютно всех граждан страны и фактически нарушает неформальный "общественный договор", заключенный между властью и обществом в 2000-е годы, прокомментировал политолог Константин Калачев.
Он поясняет: "Общественный договор был в том, что "вы не мешаете нам, а мы не мешаем вам; вы живете своей жизнью, а мы управляем так, как считаем нужным". То есть ваша жизнь и наша жизнь происходят в параллельных пространствах, и если вы не интересуетесь политикой, то вы ничего не потеряете, и вам ничего не грозит. Сейчас это вторжение в сферу интересов той самой части общества, которую вполне устраивал негласный общественный договор: "Мы предполагаем, что в стране есть коррупция, выборы не совсем честные, но мы живем частной жизнью и возможность смотреть бесплатно хорошие фильмы примиряет нас с действительностью".
В отличие от парламентариев и граждан других стран, где действуют "антипиратские" меры, большая часть россиян не сможет позволить себе платить за легальный контент из-за низких зарплат. Закон может стать последней каплей для интернет-пользователей, которые пополнят ряды недовольных и рассерженных. К тому же, как уже отмечала пресса, "российская" редакция закона о борьбе с интернет-пиратством не имеет аналогов в мире.
У людей должны быть отдушины, позволяющие чувствовать себя свободными людьми, несмотря на давление извне. "Когда у людей отнимают любимую игрушку, люди начинают сердиться", - заключил политолог.