Cообщи

Даже тяжелая болезнь не аннулирует справку о здоровье водителя

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Член Рийгикогу Райт Марусте полтора года назад пережил инсульт и полгода не садился за руль, поскольку в одном глазу картинка иногда двоилась и координация движений была нарушена. Далеко не все перенесшие инсульт пациенты столь же реалис­тично оценивают свои возможности.
Член Рийгикогу Райт Марусте полтора года назад пережил инсульт и полгода не садился за руль, поскольку в одном глазу картинка иногда двоилась и координация движений была нарушена. Далеко не все перенесшие инсульт пациенты столь же реалис­тично оценивают свои возможности. Фото: Тайро Луттер/Õhtuleht

Врач по восстановительному лечению Маарика Нурм часто видит в окно, как переживший мозговой инсульт или травму мозга пациент, едва восстановившись, садится за руль, несмотря на предостережения доктора, что с управлением автомобилем надо бы повременить, потому что это может быть опасно для его здоровья.

Член Рийгикогу Райт Марус­те, полтора года назад переживший инсульт, не садился за руль в течение полугода после болезни. «Машину водила жена, и мы даже поменяли автомобиль с механической коробкой передач на машину с автоматической», — рассказал Марусте о своем опыте.

«Формы проявления такой травмы очень различны, это зависит о того, какая область мозга повреждена. У меня двоилось в правом уголке правого глаза и была нарушена координация. Потихоньку все восстанавливается, и теперь, полтора года спустя, никаких проблем с ездой нет», — сказал Марусте.

Пациент проблем не видит

«Как после инсульта, так и вследствие другой тяжелой травмы мозга у больного могут возникнуть паралич, нарушение чувствительности в конечностях, проблемы со зрением — как в виде раздвоения, так и дефектов поля зрения», — рассказала главврач Кейлаского центра восстановительного лечения Маарика Нурм.

По ее словам, наиболее опасны проблемы в познавательной сфере, связанные с повреждением мозга. «Снижение концентрации внимания, слабая способность проделывать несколько действий одновременно, нарушения восприятия, замедленные реакции при решении проблем, проблемы с памятью», — перечислила Нурм, добавив, что пациенты зачастую не могут самостоятельно оценить возникшие сложности и полагают, что никаких проблем нет. «Говорят, мол, я всю жизнь водил автомобиль», — сказала врач.

Близкие, как правило, тоже беспокоятся за больного, пытаясь внушить ему, что некоторое время все же не следует садиться за руль, однако нередки случаи, когда перенесший инсульт человек отказывается от поездок на автомобиле только после неоднократных ДТП. Хорошо, если все ограничивается лишь обращением в автомастерскую.

«Может быть, сам человек и не ощущает, что после травмы мозга в его восприятии что-то изменилось, и он, например, не в состоянии верно оценить дистанцию, — признает и Марусте. — Я спрашивал у доктора, что можно делать, а что нельзя, и врач говорил, что все зависит от моего самочувствия. Разумеется, люди должны вести себя ответственно, но если шок велик и человек не понимает, какие последствия могут быть у этой травмы, он не всегда в состоянии самостоятельно оценить свои способности».

По мнению Марусте, человеку, перенесшему инсульт, следует какое-то время находиться под наблюдением, он должен приходить на проверку, и частью такого обязательного последующего наблюдения за пациентом должен стать контроль необходимых для участия в дорожном движении способностей.

Нурм привела как пример Великобританию, где всем больным после инсульта запрещено садиться за руль в течение месяца.

«Там пациент после инсульта обязан самостоятельно сообщать в центр авторегист­ра о состоянии своего здоровья. Для этого ему высылают опросник и уже на основании полученных ответов приглашают в мобильный центр, занимающийся подобными случаями, где врач сначала проводит блиц-тест, а инструктор по вождению на практике проверяет, как человек справляется с ситуацией на дорогах», — разъяснила Нурм британскую систему.

Кейлаский центр восстановительного лечения планирует создать аналогичный мобильный центр.

В Эстонии в случае ухудшения здоровья человек не должен проходить обязательный медицинский контроль для сохранения водительских прав, а выдача необходимой для получения прав медсправки зачастую является для семейных врачей всего лишь формальностью.

«Право на управление транспортным средством приостанавливает Департамент шоссейных дорог, если состояние здоровья водителя не отвечает утвержденным требованиям. Для этого семейный врач, имеющий право выдавать такие справки, должен отправить в Департамент шоссейных дорог новую медсправку, в которой сказано, что водителю не разрешается управлять транспортным средством», — пояснил заведующий экзаменационным отделом Департамента шоссейных дорог Тойво Кангур.

Врач сообщать не обязан

Увы, не так все просто. Семейный врач может и не знать, что у его пациента имелись серьезные проблемы со здоровьем, если последний лечился у других врачей и не сообщал о своей болезни.

«Лечащий врач у нас не обязан информировать об изменившемся состоянии здоровья своего пациента ни Департамент шоссейных дорог, ни семейного врача, поэтому мы находимся в ситуации, когда на дороги выезжают водители, чье здоровье не соответствует требованиям. А причина в том, что у нас не существует распоряжения сообщать об острых нарушениях центральной нервной сис­темы в учерждения, уполномоченные приостанавливать действие водительских прав», — пояснила Нурм.

Поскольку медсправки выдают семейные врачи, Нурм передавала информацию о своих пациентах напрямую семейному врачу. По словам председателя Общества семейных врачей Дианы Ингерайнен, многие коллеги, преж­де всего кардиологи и врачи восстановительной медицины, по своей инициативе звонят семейному врачу и сообщают о состоянии здоровья своего пациента.

В то же время Ингерайнен уверяет, что возможность досрочно признать недействительной медсправку о состоянии здоровья не отрегулирована. «В отношении некоторых своих пациентов с серьезными нарушениями здоровья я звонила, так сказать, анонимно в Центр авторегист­ра Департамента шоссейных дорог, чтобы они направили конкретного водителя на дополнительный контроль здоровья», — привела Ингерайнен пример из собственной практики.

По словам Кангура, департамент может приостановить действие водительских прав в том случае, если от семейного врача или медицинской комиссии поступает письменное извещение, что состояние здоровья конкретного лица не позволяет ему садиться за руль автомобиля. В ситуации, когда водитель имеет действующую медсправку и сам не считает необходимым идти на проверку здоровья, ни семейный врач, ни Департамент шоссейных дорог не могут его принудить.

«Тогда ничего не поделаешь. В случае же, если становится заметно, что водитель чувствует себя на дороге неуверенно, или в дорожном движении возникают опасные ситуации, полиция имеет право отстранить его от вождения», — сказал Кангур. В таком случае человек обязан пройти медицинский контроль.

«После инсульта правильнее было бы пройти дополнительный контроль здоровья, однако это заболевание отнюдь не всегда означает, что право на управление автомобилем непременно должно быть приостановлено», — сказала Ингерайнен.

«Бывает и так, что состояние здоровья временно не позволяет человеку управлять автомобилем, однако человек должен понять это сам и дождаться, когда здоровье поправиться и он вновь сможет сесть за руль. Такими временными недомоганиями могут быть, например, приступы мигрени, которые нередко сопровождаются нарушениями зрения, или тревожные состояния, не позволяющие сосредоточиться», — добавила Ингерайнен.

Проект нового порядка

По инициативе Общества семейных врачей с июня следующего года может начать действовать новый порядок выдачи медсправок.

Если сейчас вся ответственность ложится на плечи конкретного врача, который, невзирая на сопротивление пациента, должен принимать решение, какие обследования человеку следует пройти дополнительно, то в готовящейся поправке к закону уточняются обязательные процедуры.

«Чтобы все понимали однозначно, на каких основаниях выдается справка о состоянии здоровья, она могла бы быть дигитальной, а медицинский контроль — прозрачным», — сказала председатель общества.

По словам Ингерайнен, это должно ко всему прочему исключить возможность того, чтобы медсправку — неважно для каких целей — у врача можно было купить в прямом смысле этого слова.

Согласно новому порядку, справки о состоянии здоровья были бы трех уровней. Так, например, справка А-уровня выдавалась бы для получения любительских водительских прав, разрешений на владение оружием и помощникам полицейского; справка В-уровня — охранникам и работникам железной дороги, а справка С-уровня нужна была бы, к примеру, полицейским, сотрудникам тюрем, машинис­там составов и морякам.

В отношении каждой группы будет точно прописано, какие обследования следует пройти, и, что самое главное, все данные, которые будут отражены в справке, будут сохраняться в дигитальном виде в единой инфосистеме здравоохранения и их всегда можно будеть проверить.

Основанием для получения медсправки являются ответы самого человека о состоянии своего здоровья. По словам Ингерайнен, семейным врачам часто приходится иметь дело с молодыми людьми, состояние здоровья которых по разным бумагам представляет собой абсолютно разную картину.

«В справке о состоянии здоровья для медкомиссии Сил обороны здоровье у него очень плохое, а другая справка — словно для другого молодого человека, который оформляет водительские права, и вот тогда он здоров, как бык», — усмехнулась семейный врач. В случае действия новой системы подобные удивительные несоответствия будут сразу бросаться в глаза.

Начиная с 2009-2010 годов семейные врачи уже сейчас могут через систему э-здоровья увидеть, какие у пациента были заболевания, независимо от того, в каком из медучреждений на территории Эстонии он лечился. Таким образом, семейный врач имеет возможность напомнить пациенту, если последний что-то не указал в анкете.

Если все получится, и изменения в закон будут приняты Рийгикогу, в дальнейшем ходатайствующие о медсправке будут получать предварительно заполненную декларацию о состоянии своего здоровья. Все перенесенные операции и заболевания автоматически будут внесены в такую декларацию, а человек со своей стороны должен будет ответить на общие вопросы о своем здоровье.

Далее врач вносит данные о себе, при необходимости назначает дополнительные исследования и в итоге записывает в той же инфосистеме решение, позволяет ли человеку состояние его здоровья, например, управлять автомобилем или работать полицейским.

По словам Ингерайнен, инициаторы поправок мечтают о создании автоматической системы оповещения, чтобы информация об изменениях в состоянии здоровья человека сразу поступала в Департамент шоссейных дорог. Исходя из принципа защиты личных данных, это не должна быть информация о диагнозе, а только указание, что человеку надо пройти новый медосмотр и ему нужна новая справка о состоянии здоровья.

«Думаю, что подобное оповещение было бы правильным, и не только в интересах Департамента шоссейных дорог, но и самого человека», — сказал член парламента Марусте.

Ключевые слова

Наверх