Cообщи

Суд лишил льгот ветерана Маслова за службу вермахту

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Российская армия. Парад в Москве.
Российская армия. Парад в Москве. Фото: SCANPIX

Суд подмосковного Пушкино постановил лишить статуса ветерана войны и льгот 91-летнего Сергея Маслова - офицера Красной армии, попавшего в плен и отсидевшего за сотрудничество с нацистами.

Как передает корреспондент Би-би-си Оксана Вождаева, решением суда удостоверение участника войны Маслова признано недействительным, он также лишен четырех наград - "За оборону Москвы", "За победу над Германией" и двух юбилейных медалей.

Прокуратура обвинила его в том, что после освобождения из исправительной колонии Маслов незаслуженно оформил себе удостоверение участника Великой отечественной войны и с тех пор получал награды и материальную помощь, в том числе квартиру, машину и различные выплаты.

Сам Сергей Маслов, которому сейчас 91 год, на слушаниях не присутствовал. Представлявший его интересы адвокат Вадим Кодол обещает обжаловать решение суда.

В суде адвокат отмечал, что за преступления, совершенные во время плена, Маслов наказание отбыл, в 1955 году указом Верховного совета РСФСР с него была снята судимость и поражение в правах, а в 1966 году он был восстановлен в офицерских списках.

Таким образом, утверждал защитник, удостоверение, выданное Одинцовским военкоматом в 1980 году, должно считаться действительным - заслуги Маслова перед Родиной до того как он попал в плен, никто не отменял.

В начале заседания судья зачитал материалы прокурорской проверки, в которых значится, что Маслов, попав в плен, выдал врагу советских офицеров, а затем перешел на службу к немцам и будто бы возглавил карательный батальон во Франции.

Сам Маслов из-за своего преклонного возраста судебные слушания пропускает

Речь прокурора Натальи Михлиной была экспрессивной, она цитировала песни и делала лирические отступления. Гособвинитель заявила, что Маслов не отрицал своего сотрудничества с нацистами, а кроме того, будучи уже - как она выразилась - "в американском плену", выдал сведения, составляющие государственную тайну.

Она настаивала, что удостоверение участника войны было выдано незаконно: "Он не может в принципе носить это гордое звание", - сказала прокурор. По ее словам, российская казна, которая 30 лет выплачивает компенсации Маслову, понесла материальный ущерб.

В судебном процессе в качестве заинтересованных лиц выступало министерство социальной защиты Московской области, областной военный комиссариат и Росавтодор, где Маслов работал после войны. Представители этих организаций заняли сторону прокурора.

Адвокат Вадим Кодол не стал оспаривать информацию о пособничестве Маслова нацистам, но напомнил суду, что по советским и российским законам правом на получение документа ветерана войны обладают военнослужащие, входившие в 1941-45 годах в состав действующей армии, а Маслов до плена не только состоял на военной службе, но и был непосредственно на фронте.
 
"Мне непонятно, что с Масловым было не так, почему он не имел права получить удостоверение. Органы прокуратуры, суда РСФСР знали о деле Маслова, но не считали, что предоставление ему наград противоречит закону", - сказал защитник.

Разногласия между истцом и ответчиком возникли и по вопросу о сроках давности. Адвокат утверждал, что по наградам Маслова последний срок исковой давности истек еще в 1983 году, а прокурор заявила, что к военным преступникам норма истечения срока давности не применяется.

Заслушав все стороны, суд перешел к судебным прениям, которые продолжались всего минуту. Затем судья удалился в совещательную комнату и после недолгого раздумья постановил: иск удовлетворить.
Каратель или конюх

Разбирательство против Сергея Маслова инициировали его односельчане в подмосковной Мамонтовке, где ветеран живет последние несколько лет.

В 2003 году один из фронтовиков, ныне покойный Сергей Бутурлин заподозрил в рассказах Маслова неладное, запросил архивные документы и передал их журналистам. В местной газете вышла статья, в которой говорилось, что Маслов - предатель.

Сергей Маслов говорит, что карателем не был, в плену занимался обучением лошадей

К расследованию подключились и другие жители, позже они пожаловались в прокуратуру, и после проверки в мае 2013 года дело было передано в суд.

Речь идет о двух годах из биографии Сергея Маслова – с 1942 по 1944 год, которые он провел в немецком плену.

На фронт Сергей Маслов, по его словам, ушел в 1941 году, 18-летним юношей. Он шесть лет занимался конным спортом и поэтому поступил добровольцем в Первый московский особый кавалерийский полк.

Сергей Маслов рассказал Би-би-си, что участвовал в параде 1941 года, в битве за Москву, был ранен и направлен в госпиталь. Оттуда Маслова отправили на курсы младших лейтенантов, и уже в апреле 1942 он вернулся на Калининский фронт подо Ржевом.

Спустя два месяца Маслов попал в плен к немцам. Дальше версии обвинения и Маслова расходятся. Прокуратура считает доказанным тот факт, что Маслов перешел на сторону врага, выдал других советских офицеров и даже возглавил карательный отряд нацистов.

 "Мне непонятно, что с Масловым было не так, почему он не имел права получить удостоверение", - говорит адвокат Вадим Кодол

Сам же Маслов уверяет, что его два года содержали как военнопленного - сначала в лагерях на территории СССР, а с 1943 года во Франции. Он говорит, что карателем не был, в плену занимался обучением лошадей.

В 1944 году Маслова захватили союзники-американцы, и, по его словам, отправили в антифашистский лагерь военнопленных в Луизиане.

В 1945 году Маслов вернулся в СССР, где трибунал осудил его по 58-й статье за измену родине. Сам Маслов утверждает, что его заставили подписать протокол допроса.

Правда это или нет, сейчас установить трудно. Известно, что сталинский НКВД часто практиковал пытки, а почти все военнослужащие, побывавшие в немецком плену, после освобождения подверглись репрессиям.

По приговору трибунала Маслов отсидел восемь лет и освободился по амнистии в 1953 году.

Ключевые слова

Наверх