Капитаны экономики не отступают. Почему? Видимо, им, несмотря на грядущие потери, все-таки выгоднее «пойти в Европу». Хотя они и потеряют на этом пути в конкурентоспособности и продажах, но сохранят свое влияние и свои бизнес-империи.
При вступлении в Таможенный союз есть опасность лишиться своего бизнеса под натиском российских конкурентов, которые уже показали, что они способны захватить целые отрасли экономики в других странах Таможенного союза, и которых политически поддерживает государство. Войдя в систему, противостоять такому натиску сложно, о чем свидетельствует опыт соседней Белоруссии. Поэтому, выбирая из двух зол, они предпочитают меньшее зло.
Учитывая предпочтения большинства избирателей, да и просто тот факт, что демонстративный нажим со стороны огромного соседа непереносим, мнение политической элиты также склоняется в пользу Европы. Не говоря уже о том, что надо учитывать и неизбежное влияние экономической элиты. Уж если даже бизнес, которому грозят потери десятков миллионов долларов в год, не желает сгибаться, то как же это могут сделать политики? Даже президент Янукович, считающийся промосковски настроенным, не может позволить себе такого накануне предстоящих выборов.
Думается, что это очередной просчет России, когда демонстративное экономическое давление с целью реализации политической воли дает совершенно противоположный результат. Объект давления вопреки всему осознает возможные потери и переориентирует свою экономику на являющийся крупнейшим мировым рынком Европейский Союз, как это в свое время произошло с странами Балтии.
В то же время в этом нельзя быть совершенно уверенным, поскольку в Балтии имели место и другие важные факторы, и не все из них имеют отношение к Украине. Это все-таки игра с нулевой суммой. Остается лишь согласиться с политологом Кармо Тюйром, который заявил в одном комментарии, что Украине следует воспринимать эту ситуацию не как несчастье, а как возможность. Эстония уже проделала этот путь.
Подобные препоны могут стать роковыми для конкретных фирм, болезненными для целых отраслей производства, но для экономики в целом такого рода ограничения могут стать настоящим благословением, поскольку это заставит переориентироваться и выйти на новый уровень.