Лаури Линнамяэ: цирк вокруг газеты Diena

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Лаури  Линнамяэ
Лаури Линнамяэ Фото: Pm

Вчера представители балтийских СМИ с нетерпением ожидали пресс-конференции в Риге, рассчитывая услышать, кто же инвестор, ставший на прошлой неделе собственником важнейших в Латвии медиа-предприятий Diena и Dienas Bizness.


Для непосвященных скажем, что ежедневная газета Diena, учрежденная незадолго до восстановления независимости Латвии, стала крупнейшим в Латвии изданием, в концерн входят республиканские и местные газеты, журналы и книжные издательства.



Dienas Bizness является крупнейшей в Латвии экономической газетой, включая влиятельные интернет-порталы. Так что интерес вполне понятен.



По словам присутствовавших на пресс-конференции журналистов, камер было больше, чем во время визита короля Испании.



Журналистика (настоящая, а не та, что, выдавая себя за нее, предлагает развлекательное чтиво или просто поток информации) хоть и держится на коммерческой основе, но является органичной и непременной составляющей общества. И хотя о прозрачности журналистики чаще всего не говорят, она имеет такое же важное значение, как прозрачность спонсоров и групп влияния партий. Поэтому журналистика — это не обычный бизнес. Очевидно, это имел в виду и премьер-министр Латвии, когда подчеркнул, что общественность должна знать имена новых латвийских медиа-магнатов.



Что касается вчерашней пресс-конференции, то такого рода мероприятия проводят, как правило, когда есть что сказать общественности. И инвестиционный банкир Калле Норберг вроде бы сообщил, что эти самые таинственные инвесторы приобрели у прежнего владельца, концерна Bonnier, латвийские издания. Что среди инвесторов есть, в частности, связанные со Skype предприниматели из Эстонии, Швеции, Дании, Великобритании. И что российский капитал, которого так опасаются в странах Балтии, в игре не замешан.



О чем же сообщили на пресс-конференции, которую так ждали и которая должна была внести ясность? Что в числе других покупку финансировали учредители Skype, что среди инвесторов нет предпринимателей, непосредственно зарегистрированных в России и что по какой-то причине круг истинных собственников следует скрывать.



Все это новости не первой свежести. Но прибавим к ним еще несколько известных фактов. Например, такой: в Латвии сложилось довольно клановое общество, в котором амбиции и возможности олигархов или узких клановых групп гораздо шире, чем в Эстонии. Или, что одно из ведущих изданий Литвы Lietuvos Rytas отныне контролируется российским капиталом.



Как не знали мы раньше, кто на самом деле купил издания, так и вчерашний «цирк» в Риге не внес ясности. Нам известно только одно: по крайней мере в двух из трех стран Балтии на рынок СМИ приходит сила, не горящая желанием «показать личико». Интересно, этому есть прос­тое объяснение или следует напрячься?

Ключевые слова

Наверх