Клонированный теленок может принести Эстонии такой же успех, как и Skype

Айме Йыги
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Первая клонированная трансгенная красно-белая телочка Юуни появилась на свет 22 августа.
Первая клонированная трансгенная красно-белая телочка Юуни появилась на свет 22 августа. Фото: Маргус Ансу

Родившийся летом этого года клонированный теленок может принести Эстонии такой же успех, как и Skype.

Во вторник, во время презентации клонированного теленка, только один вопрос поставил тартуских профессоров Юлле Яакма и Сулева Кыкса в тупик: с каким важным событием они могли бы сравнить свое достижение? «Не знаю», — обескураженно ответила проректор по научной части Эстонского аграрного университета Яакма. «Может быть, с полетом Гагарина», — попытался обратить вопрос в шутку профессор кафедры физиологической геномики Тартуского университета Кыкс.

«Может, со Skype?» — предложил один из журналистов в аудитории. Кыкс задумался. «Да, со Skype частично сравнить теленка можно, в том смысле, что на этом достижении можно создать что-то еще», — сказал он.

Все это время рыжеватый с белыми пятнами трансгенный теленок, о котором шла речь, лежал на куче соломы в загончике ветеринарной клиники Аграрного университета. Когда группа журналистов  подошла к нему поближе, он решительно вскочил на ножки и с любопытством стал тянуться то к одному, то к другому объективу, а потом начал обсасывать трубки в загоне и руку одного из своих опекунов — старшего научного сотрудника Евгения Курыкина.

Дежурили круглосуточно

Трансгенный клонированный теленок появился на свет 22 августа в результате сотрудничества ученых аграрного и тартуского университетов и получил имя Юуни. Теленка, появившегося на свет преждевременно путем кесарева сечения, сразу же перевели в другое помещение, где ветеринары стали хлопотать вокруг него так же заботливо, как врачи борются за жизнь новорожденного в отделении интенсивной терапии.

Младший ветеринар Мария Кивастик вспоминает, как она и двое ее коллег по очереди дежурили возле теленка круглосуточно семь дней в неделю. «Теленок весил 47 кг, в носу у него была установлена трубка с кислородом, а в вену введена капельница. Молоком его кормили из бутылочки с соской, — рассказывает Кивастик. — Это был счастливый день. А когда он начал дышать и проявлять признаки жизни, все очень обрадовались».

Беспокойство за здоровье малыша и стало той причиной, почему родившегося два с половиной месяца назад теленка в первый раз представили общественности только на прошлой неделе. Теперь теленок быстро растет, и сейчас он весит 120 кг. Рождению Юуни предшествовали годы планомерной работы — более пяти лет. Одно только перечисление имен людей, которые принимали участие в работе, заняло у профессора Кыкса несколько минут.

На самом деле первый клонированный теленок появился на свет в Тарту еще прошлой осенью, но уже на второй неделе жизни умер от воспаления. Если очень кратко описать процесс появления на свет клонированного теленка, то выглядит это так: берется одна вполне зрелая яйцеклетка, из нее выделяется ядро и замещается ядром из клетки кожи, взятой от клонируемого животного.

В геном последнего предварительно введен гормон роста, поэтому когда клонированное животное вырастет и произведет на свет первого теленка, в молоке коровы будет содержаться гормон роста человека.

Яйцеклетка с замененным ядром помещается в инкубатор для дальнейшего роста, и таких яйцеклеток стараются сделать множество. Однако не каждый раз эмбрион клона успевает достичь такой стадии развития, которая необходима для пересадки. Самые жизнеспособные эмбрионы через семь дней пересаживаются коровам, а через девять месяцев они произведут на свет клонированного теленка.

В геноме Юуни содержится искусственно созданный гормон роста человека, и в будущем теленок, став коровой, начнет давать молоко с гормоном роста. Это позволит использовать молоко в фармацевтической промышленности при создании лекарственной продукции, делая ее гораздо дешевле и качественнее.

Ученые признали, что пока они не могут точно сказать, какое количество гормона рос­та будет содержаться в молоке Юуни в будущем. «Это мы увидим через два года, когда Юуни отелится и у нее появится первое молоко, — сказала профессор Яакма. — Если в литре молока будет два грамма гормона роста, это очень много и хорошо.

Если учесть, что корова дает в день 40 л молока, то это означает 80 г, и для лекарства это очень большое количество». В будущем тартуские ученые планируют вырастить трансгенное стадо на 10-15 голов. Кыкс верит, что животные будут появляться на свет не с таким большим трудом, как это получилось с Юуни. Теперь при клонировании уже можно использовать и клетки самой Юуни.

Недостатки клонирования

До сих пор в хлеву Аграрного университета содержалось более десяти животных с клонированным эмбрионом. Жизнь показала, что преимущественно половина этих беременнос­тей прерывается.  «Это один из недостатков технологии клонирования, который пока не могут преодолеть нигде в мире», — сказала Яакма.

На вопрос, сколько денег ушло у ученых на то, чтобы иметь возможность отрапортовать о своем достижении, Кыкс и Яакма ответили, что это стоило 25 млн эстонских крон (1,6 млн евро), помощь оказал Фонд развития предпринимательства (ЕАS) и партнеры.

Зачем клонировать теленка?

В ответ на вопрос о том, сколько клонированных трансгенных телят вообще насчитывается в мире, профессор Эстонского аграрного университета Юлле Яакма пояснила, что назвать точную цифру клонированных трансгенных телят нелегко, поскольку соответствующего регистра не существует.

«Научные учреждения обычно сообщают о своих телятах, однако о достижениях коммерческих фирм мы можем и не знать, это же часть их бизнеса», — констатировала она.

Яакма сообщила, что коров с трансгенным гормоном роста, таких, как теленок Юуни, во всем мире, насколько, это известно, всего одна — в Аргентине.

В Китае ученые вывели коров, в молоке которых присутствует лекарственный препарат, воздействующий на иммунную систему.  

Профессор Тартуского университета Сулев Кыкс добавил, что на самом деле в мире уже множество положительных примеров получения лекарств за счет трансгенных клонированных животных.

«Одна из проблематичных сфер в фармацевтической промышленности связана с производством биологических лекарств, что в силу технологических нюансов оказывается сложным и дорогим делом, — разъяснил он. — Трансгенное клонирование позволяет сделать такие лекарственные препараты более дешевыми».

Сулев Кыкс упомянул два уже присутствующих на мировом рынке лекарственных препарата, которые были произведены из молока трансгенных коз.

Один из них называется ATryn и  предотвращает образование тромбов в крови; второй — Ruconest — предназначен для пациентов, страдающих ангионевротичес­ким отеком.

Комментарии
Copy
Наверх