Родительская зарплата: за и против

, депутат социал-демократической фракции Рийгикогу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Хельо Пикхоф
Хельо Пикхоф Фото: Pm
Люди «смелые и прекрасные» против всех остальных. Из всех мер, направленных на поддержку семей с детьми, в целости и сохранности остается только материнская зарплата со своим непропорционально высоким потолком. Настолько высоким, что скоро сорвет крышу, пишет Хельо Пикхоф.


Уже в прошлом году в нашей стране на родительскую зарплату уходило больше денег, чем на все государственные семейные пособия вместе взятые. При этом речь идет о 2008 годе, когда на полную катушку действовали разные виды помощи семьям, ныне уже канувшие в Лету.



Эквилибристика на зыбучих песках евро делает еще более зловещими разговоры рулевых страны об оправданности социальных пособий, в том числе и общего детского пособия — смогли же обойтись без него дети премьер-министра?



 Деньги к деньгам

Из всех мер, направленных на поддержку семей с детьми, в целости и сохранности остается только материнская зарплата со своим непропорционально высоким потолком. Настолько высоким, что скоро сорвет крышу: согласно действующему законодательству, максимум материнской зарплаты в следующем году вырастет еще больше — сразу на 15%, с нынешних 30 729 до 35 316 крон. А ведь эта разница примерно в 4500 крон — это, на самом деле, та сумма, которой приходится довольствоваться трети всех получающих материнскую зарплату людей.



Руки (или ножницы) прочь от шкалы материнской зарплаты, провозглашает Партия реформ. И приносит в жертву одноразовое пособие в 450 крон, выплачиваемое на всех детей в начале учебного года, не облагаемый налогом дополнительный доход отца или матери на первого ребенка, частичное погашение учебного кредита за родителей ребенка до 5 лет, компенсацию по уходу за больным ребенком... Затем партия премьер-министра так же спокойно снижает компенсацию по болезни с нынешних 100 до 80 процентов.



Следовательно, эти виды помощи не являются для спонсоров, друзей и родственников, поддерживающих реформистов, такими же важными, как крупная материнская зарплата. И в самом деле — женщины с более высокой зарплатой и образованием стали больше рожать.



Вы спросите, что в этом плохого? Род «смелых и красивых» нуждается в продолжении не меньше остальных. Однако подобная (семейная) политика, как наглядно показывают исследования Praxis, приводит сразу к двум клубкам проблем.



Во-первых, быстро растет неравенство в пособиях, поскольку размер пособий все теснее связан с доходом родителя. Семью, которая и так, мягко говоря, не бедствует, общество поддерживает наиболее щедро: ведь в случае с материнской зарплатой мы имеем дело с социальным пособием, которое выплачивается на основе страхового принципа. Более чем семикратная разница между минимальной и максимальной материнской зарплатой — это явный перебор, не так ли?



Во-вторых, помощь государства сосредоточилась, прежде всего, на рождении ребенка — больше, чем в любой другой стране Евросоюза. А когда ребенок достигает полутора лет — как ножом отрезают. Не буду спорить — современные удобные подгузники действительно недешевы, но с голым задом ребенку не пристало бегать и после того, как он научился ходить на горшок.



С детской бедностью лучше всего способны бороться пособия, предназначенные многодетным семьям, гласит один из результатов исследования Praxis. Помимо денег, нам, по примеру других европейцев, стоит создавать больше льгот и бесплатных услуг, поскольку только таким образом помощь наверняка дойдет до тех, кому она предназначена.



Один месяц за год

В случае с материнской зарплатой никак не обойти вниманием проблему, которую я поднимала уже, наверное, десятки раз, но которая так до сих пор и не решена.


При формировании пенсии, очевидно, считается, что сидеть дома с ребенком и воспитывать его — это отнюдь не работа. Ибо за один проведенный с ребенком год на человека в среднем записывают только один месяц выплаченного социального налога.



Следуя этой логике, родившая и вырастившая трех детей подряд мать не проработала и полугода. Подобная несправедливость одинаково касается всех получателей материнской зарплаты независимо от того, оценили их сидение дома с ребенком в 5000 или 30 000 крон в месяц.



Здесь, вероятно, было бы уместно призвать всех нынешних и будущих родителей: забудьте действующие «различия в сословиях» и объединяйтесь, чтобы громогласно заявить о своих правах!



Социал-демократы сделали предложение снизить верхний предел материнской зарплаты, взяв за основу при его подсчете две средние ежемесячные зарплаты по Эстонии, а не три, как сейчас. Такое решение восстановит задетое чувство справедливости общества и будет гораздо лучше отвечать возможностям государства в условиях экономических трудностей.



Всем сестрам по серьгам

При этом такой шаг не будет идти вразрез с основной целью материнской зарплаты — предотвратить свободное падение доходов семьи с рождением ребенка. За 20 тысяч крон можно накормить и мать, и ребенка, и на подгузники останется.



В то же время это избавит нас от нелепой ситуации, когда материнская зарплата порой превышает трудовой доход человека: в последний год активно сокращались зарплаты как в общественном, так и в частном секторе, материнская же зарплата формируется на основании выплаченного за человека в прошлом году социального налога.



Предложенный нами новый механизм расчета материнской зарплаты мог бы вступить в силу с 1 января 2010 года, и сниженный верхний предел начал бы действовать в отношении тех родителей, которым эта зарплата назначалась бы уже после вступления закона в силу.



Такое изменение не стало бы слишком резким, а также не обмануло бы ничьих оправданных ожиданий.


Законопроект, отброшенный правящей коалицией правых сил накануне лета, стоило бы вновь обсудить с окончанием летних отпусков, чтобы предлагаемые социал-демократами поправки можно было бы учесть уже при составлении бюджета на 2010 год.



Самое важное — следить, чтобы сэкономленные на снижении потолка материнской зарплаты средства шли бы семьям с детьми, а не на затыкание образовавшихся в бюджете черных дыр.



Сколько детей потерявших работу родителей можно было бы поддержать на эти миллионы — подумать хотя бы о предложении Союза защиты детей помочь тысячей крон в месяц попавшим в тиски экономического кризиса детям!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх