Решение норвежского Нобелевского комитета присудить в этом году премию мира президенту США Бараку Обаме вызвало однозначную реакцию — неожиданно. Если бы премию присудили, например, китайским диссидентам, это еще можно было бы понять: жители этой страны нуждается в защите прав человека и демократических свобод.
Решение Нобелевского комитета является авансом за еще несовершенные дела, поэтому значение этого события пока не ясно. Несомненно, Обама — харизматический оратор и человек добрых намерений. Оба этих качества прекрасно характеризуют политика мирового уровня, однако возникает вопрос: достаточно ли обладать этими достоинствами, чтобы получить престижную премию мира?
В международных отношениях Обаме пока нечего продемонстрировать, он не совершил ни одного прорыва, — считают те, чье положение или личные качества не обязывают соблюдать протокольную вежливость.
Количество и разнообразие чаяний, возлагаемых на Обаму в международных отношениях, схожи с тем, что происходит во внутренней политике США. Все хотят перемен, но когда от общих слов переходят к конкретным действиям, выясняется, что любой сложный выбор заканчивается победой одних и поражением других.
Борец за свободу уйгуров, тяжело пострадавших от давления китайских властей, Ребия Кадир выразила надежду: «Теперь Обама, получивший премию, должен что-то предпринять.
Это событие возлагает на него еще большую ответственность, от него будут ждать выступлений в защиту притесняемых народов». Но если рассматривать надежды Кадир вместе с намерениями обуздать ядерные программы Ирана, для чего США нуждается в поддержке коммунистического правительства Китая, круг политических проблем значительно усложняется.
Многие оценивают действия Обамы, сравнивая его с предыдущим президентом Америки. Норвежский Нобелевский комитет выдвинул на первый план возрастающую роль дипломатии, действий по борьбе с изменением климата и распространением ядерного оружия. К сожалению, в этих сферах Обама еще не достиг значительных результатов.
Иными словами, можно сказать, что Нобелевскую премию мира Обаме дали авансом за предстоящую работу. Генсекретарь Совета Европы Тубьорн Ягланд в своей речи от имени норвежского Нобелевского комитета обосновал присуждение Обаме премии мира тем, что и ранее премия присуждалась в поддержку политики, которая лишь теоретически могла привести к значительным переменам.
Он привел в пример канцлера Германии Вилли Брандта, получившего в 1971 году премию за политику в восточном направлении, и Михаила Горбачева, награжденного премией мира в 1990 году.
Остается лишь поздравить Барака Обаму и пожелать ему успеха, а норвежский Нобелевский комитет — поблагодарить за умение удивлять в хорошем смысле этого слова.