Cообщи

Кому выгодны трансжиры?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Рой Страйдер,
колумнист
Рой Страйдер, колумнист Фото: AFP / Scanpix
Мы дадим понять продавцам и производителям, что не хотим рисковать своим здоровьем ради их прибыли. Колумнист Рой Страйдер пишет о том, что Эвелин Ильвес, обратив внимание на трансжиры, подняла важную тему. Наши знания о том, что скрывается за красивой упаковкой продукта, оставляют желать лучшего.

Вы действительно хотите, чтобы некто, кто приготовил для вас ядовитый коктейль, разбогател? Такой вопрос содержался в статье Эвелин Ильвес, послужившей поводом к «конфетной войне», и в нем же был ответ, кому трансжиры выгодны.



И тут, вероятно, уместно спросить, неужели мы хотим, чтобы тот, кто богатеет на ядовитых коктейлях, обогащался за счет нашего здоровья.



Мне очень жаль, что призыв к разумному потреблению обернулся тем, что была разыграна типичная для Эстонии национальная карта. Дело не в том, что основанная именно на эстонском капитале фабрика Kalev использует во многих продуктах трансжиры, и утрированные СМИ нападки на Kalev в конечном итоге мало повлияют на использование трансжиров в производстве и их употреб­ление даже в том случае, если в результате всей это возни фабрику закроют.



Скрытое богатство

Сегодня в Эстонии (да и в остальном мире) питаться с умом и пользой для здоровья невероятно сложно, особенно людям со средним и низким доходом, которые покупают продукты в дешевых супермаркетах.



А где еще их покупать? Небольшие магазины в городах закрываются один за другим, поскольку не в состоянии конкурировать с крупными иностранными торговыми сетями.


В Эстонии люди совершают покупки, руководствуясь в основном ценой, и экологически чистые продукты из-за их крайне высокой цены по карману лишь ограниченному кругу лиц, а для большинства и вовсе недоступная роскошь.



Но ядовитые коктейли попадают на наш стол в большинстве своем скрытно. Обязательная информация о составе продукта или напечатана на этикетках таким мелким шрифтом, что прочитать ее невозможно, или зашифрована так, что простому потребителю непонятна, или вовсе отсутствует.



Потребитель, купившись на красивую упаковку и низкую цену или умело организованную кампанию, приобретает продукты, не догадываясь, что они содержат ГМО (генетически модифицированные организмы. — Ред.), трансжиры, канцерогенные пищевые красители, вредный подсластитель аспартам и прочую дрянь, — словом, все то, что дает производителям конкурентное преимущество и является источником обогащения. Истинную цену выгодной сделки невозможно измерить деньгами — это наше здоровье.



Если производители откажутся от трансжиров, то, вероятнее всего, для того, чтобы сохранить выгодные цены, они пойдут на то, чтобы заменить какой-нибудь компонент дешевым и вредным аналогом.



Прошлой весной занимающая­ся вопросами прозрачности группа ALTER-EU, в которую входят 160 организаций (занимающихся вопросами окружающей среды, торговые союзы), а также академики, подготовила рапорт, в котором отметила, что в созданные Европейской комиссией консультационные экспертные группы входят в большинстве своем люди, лоббирующие интересы промышленников.



В рапорте отмечается, что эти группы в значительной мере влияют на формирование политики ЕС на ранних этапах. Их привлекают к разработке законов во многих областях ЕС, их мнение учитывается по таким вопросам, как выработка энергии, потепление климата, импорт/экспорт опасных химических веществ.



Состав групп экспертов и интересы, которые они представляют, в значительной степени определяют результат консультаций. И предложения Европейской комиссии нередко отражают мнение этих групп, становясь, в свою очередь, законами ЕС. В рапорте говорится также о том, что некоторые группы экспертов, в частности группа, занимающаяся вопросами биотехнологии, находится под влиянием промышленников.


«В разумных количествах»



Несмотря на то, что Евросоюз стремится показать, что серьезно относится к проблемам, связанным с пищевыми продуктами, в этой области нет тщательно продуманного надзора. До сих пор не во всех странах ЕС действует требование о том, чтобы наличие трансжиров в продукте было указано на упаковке. И, как считают специалисты, добиться этого невозможно, поскольку затраты на исследования и определение предельных норм окажутся «выше, чем польза для здоровья».



Такая позиция отражает и бытующее мнение о том, что продукты с различными химическими составляющими «не очень опасны, если употреблять их в разумных количествах». Оно, конечно, так — от капли мышьяка человек тоже не сразу загнется.



Мы то, что мы едим

На самом деле подобные разговоры имеют прямое отношение к коммерческим интересам крупных корпораций, которые вспоминают о здоровье людей и окружающей среде только тогда, когда из-за этого начинает снижаться их реальная прибыль.



В современном мире практически все взаимосвязано. Дешевое производство приносит богатство лишь немногим, более того, бедные страны становятся еще беднее, когда их вынуждают отказываться от традиционной здоровой еды и переходить на продукты с содержанием ГМО, трансжиров и т.д.



Рацион всех народов мира складывался на протяжении длительного времени с учетом природных и географических условий. С точки зрения здоровья наиболее правильной считается концепция, согласно которой человек должен есть продукты, которые растут там, где он живет.



В наши дни наше питание меняется сверхбыстрыми темпами. Snickers, Sprite и Coca захватили уже даже Тибет. С пищевой промышленностью связаны проблемы окружающей среды. Дошло до того, что в Индии поля завалены плас­тиком, а в Гималаях козы жуют полиэтиленовые пакеты и фольгу!



История с конфетами Kalev странным образом обернулась подтруниванием над забившей тревогу госпожой Ильвес, но на поднятую проблему она никак не повлияла.


Мы по-прежнему то, что мы едим, и информацию на упаковке все так же невозможно прочитать без лупы, как и раньше.



В условиях современной глобализации правительства все равно не в состоянии контролировать, что нам продают. Продавцы и производители на шаг всегда опережают законы.



Мы не можем не есть, и поэтому проблема питания непосредственно касается всех нас. Реакция человеческого организма на модифицированные инородные молекулы подчас скрыта и непредсказуема. Когда правительства отстаивают интересы поддерживающих их крупных промышленников, потребителям приходится самим думать о том, как защитить свои интересы.



Самое простое — саботировать несправедливую систему на первоначальном уровне. Используйте следующую тактику: тщательно изу­чайте все, что покупаете. Если на упаковке написано «трансжирные кислоты 0%», не верьте, если указано «частично гидрогенизировано», скорее всего продукт содержит трансжиры.



Бороться за свое здоровье

Не стесняйтесь! Всюду — в магазине, ресторане, Макдональдсе — спрашивайте, содержат ли продукты трансжиры. Интересуйтесь, чем заправлены салаты, на чем готовили картофель фри.



Если информация на упаковке не дает представления о том, что содержит продукт, не покупайте его! Только так мы дадим понять продавцам и производителям, что мы не хотим рисковать своим здоровьем ради их прибыли.



Настаивайте на том, чтобы правительство ввело требование о специальной маркировке продуктов и ввело дополнительный акциз на нездоровую еду. Боритесь за свое здоровье.



А что касается конфет Kalev, то в Непале, например, прямо на улицах торгуют ломтиками огурцов и моркови. Дешево и очень полезно!

Наверх