Одна из самых чудовищных историй, произошедших с животными в Эстонии в этом году, получила счастливое завершение. Собака, которую 75-летняя хозяйка искромсала ножницами, выжила, и ей нашли новый дом.
В PETS жертве насилия дали вторую жизнь и новое имя
В сентябре жительница пылвамааской деревни Лоотвина Хелью Сарапуу привязала свою собаку за ноги к дереву и принялась резать ее ножницами. Животное сопротивления не оказывало и только выло от боли.
Пожилая женщина, на которую было заведено уголовное дело, объяснила журналисту программы Reporter свой жестокий поступок тем, что хотела таким образом кастрировать животное. Если она будет признана виновной, ее может ждать тюремное заключение.
Собаку отвезли сначала в выруский приют для животных, где остановили кровотечение, оказали первую помощь, накормили и дали новое имя — Guzzy.
Сегодня трехлетний песик, потерявший в той кровавой бане кусок уха, жив, здоров, бодр и окружен теплом и заботой. Он находится в Таллинне на передержке у некоммерческого объединения PETS. Ему предстоит операция по кастрации — так всегда делают в PETS перед передачей в новый дом. Но теперь процедуру проведут хирургическими инструментами в лечебнице, а не ножницами на грязном бревне.
На операцию, а также на корм, содержание, медикаменты и перевозку этого песика и других животных центр собирает пожертвования у населения. Через PETS за последние два года новый дом обрели полторы тысячи собак. Объединение помогает также кошкам, и впервые в Эстонии, — лошадям, с которыми плохо обращались их владельцы.
Основательница объединения PETS Лара Ларсен говорит, что новый дом для Guzzy нашли в Финляндии, туда отправляется из приютов значительная часть бездомных собак.
«В таком количестве в Эстонии собак невозможно пристроить, ведь многие имеют двух и трех собак, а содержание их нынче дорого и ответственность велика. Спасти всех невозможно, лучше уж постараться убрать животных с улиц», — говорит Ларсен.
В приюты попадают не только отобранные у хозяев, как Guzzy, собаки, но и те, которые сбегают от своих владельцев, рождаются на улице или рождаются в доме, но оказываются там лишними.
И хотя серьезной опасности бездомные псы не представляют (Эстония признана страной, в которой случаев собачьего бешенства бывает мало, и максимум, что они могут сделать, — это покусать прохожих), все равно это является серьезной проблемой, особенно в период течки. Настоящую численность бездомных собак представить трудно: считается, что на каждые 10-15 жителей города приходится одна бездомная собака, а в селе и того больше.
«Собаке опасно быть без хозяина, посмотрите как много животных сбивают на дорогах. Размножение, разведение и содержание животных нужно регулировать строже, — считает Ларсен. — Я не помню ни одного случая, чтобы хозяина, у которого сбежала собака, штрафовали».
Разведение собак, по ее мнению, стоит отдать породным клубам, да и то не всем. «Далеко не все борются за чистоту и здоровье породы, многие разводят щенков исключительно из-за денег», — считает она.
С кошками, которые готовы приносить потомство каждые четыре месяца, дела в приютах обстоят еще хуже, большинство найденных на улице животных не находят новых хозяев и их усыпляют сотнями.
По мнению Ларсен, нужен жесткий контроль над тем, как люди выполняют предписания по содержанию, а именно чипизацию и желательную кастрацию. Хозяева часто вынуждены выгонять «незапланированное» потомство на улицу или вообще усыплять животных.
«Официально в стране зарегистрировано не более трети собак: остальные нечипированы, а значит, их владельцы в случае возникновения проблем останутся ненайденными и ненаказанными», — говорит Ларсен.
Люди не отдают себе отчета в масштабах бедствия, считает Ларсен. Каждую неделю в PETS поступает около 50 звонков с просьбой пристроить бесхозное животное. Таллиннский приют каждый месяц принимает 60-80 собак, Тартуский — 40-50, Ида-Вируский — 20-30, Пярнуский — около 20, Выруский — 10-20.
Кроме бесхозных животных, PETS принимает и тех, от кого хозяева отказываются добровольно, в связи с переездом, аллергией, финансовыми или семейными обстоятельствами.
Всех животных, попадающих в PETS, в обязательном порядке стерилизуют, вакцинируют и ставят чипы. Чтобы сохранить городскую экосистему, при поимке животных надо сразу решать проблему их размножения.
«Усыпление кошек и собак будет иметь обратный эффект. От массовых убийств животные начинают размножаться еще активнее — таков закон природы. Лучше сразу устранять причину, это, в конечном итоге, сэкономит деньги, которые идут на содержание приютов. По сегодняшним нормам, приют получает деньги на содержание животного всего на 14 дней, потом его или «усыновляют», или усыпляют», — говорит Ларсен.
Кто-то ведь должен!
По ее словам, PETS старается решить проблему бездомных животных на менее затратном и более эффективном уровне, чем предлагает существующая сегодня в Эстонии система. Для этого объединение ищет средства для строительства Центра реабилитации животных, чья работа будет строиться на принципе самоокупаемости, а государственные отчисления на содержание бездомных животных могут быть сведены к минимуму.
«Мы же понимаем, что сейчас кризис, и, конечно, не против того, чтобы помощь оказывалась финансово незащищенным людям, но кто-то же должен помогать и животным!» — говорит она.
«Детальная планировка в волости Сауэ уже утверждена и сейчас мы ждем разрешения на строительство. Стоимость проекта «под ключ» — 700 000 евро, мы ищем спонсоров или инвесторов.
Чем быстрее нам удастся найти финансовую поддержку, тем быстрее в Эстонии появится уникальный для Северной Европы центр, где будет работающая круглосуточно клиника для маленьких и больших животных, врач, выезжающий круглосуточно по срочным вызовам, 140 мест для собак, 30 мест для лошадей и гостиница для собак», — говорит Ларсен.
• 9006580 — 25 крон
• 9006590 — 100 крон
• PETS MTÜ, SEB
a/a 10220039099014,
makse selgitus: annetus loomadele
• Все деньги идут на содержание, лечение и корм для животных.