Cообщи

Дефицит средств отразится на всех

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Заведующая терапевтическим отделением Ида-Таллиннской центральной больницы Анн Раадик (слева) и терапевт Людмила Калинина опасаются, что в следующем году сокращение бюджета БК может привести к закрытию отделения.
Заведующая терапевтическим отделением Ида-Таллиннской центральной больницы Анн Раадик (слева) и терапевт Людмила Калинина опасаются, что в следующем году сокращение бюджета БК может привести к закрытию отделения. Фото: Михкель Марипуу

В этом году Больничной кассе уже приходилось рассматривать возможности сокращения бюджета. Однако в понедельник совет Больничной кассы должен будет принять более трудное решение.



Бюджет следующего года будет более чем на миллиард крон меньше нынешнего. Сейчас совету Больничной кассы (БК) предстоит сократить бюджет в объеме 6 процентов. Это означает, что прогнозируемые на следующий год доходы БК составляют около 11 миллиардов крон, а расходы — 12 миллиардов.



Есть возможность покрыть часть расходов из резерва, но надо найти покрытие бюджета еще на 500 миллионов. Бюджет БК этого года сначала составлял 13 миллиардов крон, однако в конце августа его пришлось сократить почти на миллиард.



Это очень большие суммы, и их сокращение, по словам председателя Таллиннского союза врачей Тоомаса Карийса, обычному человеку даже трудно себе представить, какие оно может иметь последствия. Неважно, с какой меркой подходить к проблеме, но сокращения ставят под удар не только зарплаты врачей и медсестер, но и сохранение их рабочих мест. В худшем случае, для некоторых больниц это может означать закрытие одного или  нескольких отделений.



Неприкасаемый резерв

Например, из-за недо­статка денег может за­крыть­ся терапевтическое отделение Ида-Таллиннской центральной больницы, в котором на лечении находятся в среднем 100 пациентов в месяц.



Заведующая терапевтическим отделением  Анн Раадик сказала, что они уже уменьшили число пациентов и отправляют домой тех, чье состояние здоровья позволяет лечиться амбулаторно.



По ее словам, сокращение бюджета приведет к тому, что в отделении можно будет проводить лишь крайне необходимые обследования и пациента придется отправлять домой на сомнительный больничный, поскольку на самом деле истинная причина болезни так и останется невыявленной.



«Потом пациенту придется вставать на очередь на амбулаторное лечение и выяснять, каков же диагноз», — сказала Раадик.


Согласно предложению Таллиннского союза врачей, сокращение бюджета Больничной кассы не должно превышать 2 процентов.



«Резервы тоже нужно использовать в большем объеме, чтобы можно было прожить хотя бы год, — отметил Карийс, добавив, что нет смысла разрушать имеющуюся систему. — Решения, которые сейчас принимаются, должны иметь перспективу».



Председатель Таллиннского союза врачей заметил, что сокращение бюджета в объеме 6 процентов никак нельзя назвать перспективным. По его словам, это означает, что врачи и медсестры начнут массово уезжать из Эстонии, а доктора пенсионного возраста будут отправлены на пенсию.



Фактор риска

Руководитель Союза больниц Эстонии и глава Пярнуской больницы Урмас Суле разделяет обеспокоенность Карийса и отмечает, что для работников здравоохранения рынок медицинских услуг открыт во всех богатых государствах. «Все страны — члены Евросоюза готовы принять наших докторов с распростертыми объятиями, и это очень существенный фактор риска, с которым необходимо считаться», — сказал он.



По словам министра социальных дел и председателя правления совета Больничной кассы Ханно Певкура, сейчас вопрос использования дополнительного резерва не рассматривается, потому что приходится учитывать развитие ситуации в течение ближайших лет.



На самом деле, объем резерва БК превышает 4 миллиарда крон, но, по закону, использовать из этой суммы можно только 560 миллионов в год.


Но министр не считает положение в больницах настолько плохим, что может встать воп­рос о закрытии отделений.



По словам Певкура, шестипроцентное сокращение бюджета для БК и так было бы очень болезненным, однако позавчера Министерство финансов выступило с еще более жестким прогнозом, согласно которому, БК следует рассмотреть возможность урезания в объеме 8 процентов.



«После встречи в среду с представителями Минфина настроение было далеко не радужным, поскольку возможности поиграть с сокращением практически нулевые», — сказал он. И все-таки министр выразил надежду и попросил Министерство финансов к понедельнику еще раз пересмотреть прогноз. Он ждет также от министра финансов Юргена Лиги обоснований и более точного анализа.



Возможностей нет

«Если поначалу у нас была возможность найти компромисс с Союзом больниц и рассмотреть возможное сокращение в объеме 5 процентов, то сейчас об этом даже речи быть не может», — утверждает Певкур.



Глава Больничной кассы Ханнес Данилов на прошлой неделе сообщил, что очереди на лечение они уже удлинили и увеличивать их еще больше было бы неразумным.


«Есть возможность сни­зить цены на услуги здравоохранения или искать возможности экономить в другом месте, например, сократить количество лечебных случаев, снизить процент компенсации на льготные лекарства», — сказал он Postimees.



По словам министра социальных дел, в понедельник впервые будет обсуждаться возможность сокращения бюджета за счет количества лечебных случаев.

Наверх