Жизнь — это подготовка к старости

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Михкель Мутть
Михкель Мутть Фото: Peeter Langovits

Пора отправить на свалку понятие «беззаботная старость». Михкель Мутть пишет о том, что с выходом на пенсию у пожилых людей вместо заслуженного отдыха начинается борьба за выживание, к которой нужно готовиться всю жизнь.

Выборы остались позади, однако некоторые проб­лемы в обществе Эстонии не зависят ни от одной из партий. К их числу относятся старение населения и связанные с ним растущие расходы в социальной сфере.



Некоторые политики и специалисты в области экономики утверждают, что в будущем выплачивать пенсии в нынешнем объеме станет невозможно, поскольку поступления от социального налога для этого недостаточны. А если продолжать в том же духе, это негативно скажется на остальных сферах жизни государства.



(Интересно, почему принято считать, что это так волнует пенсионеров? Ведь большинство из них свято верит, что все остается по эту сторону смерти, а после нее нет ничего. И почему бы им не потребовать достойной пенсии, хоть бы и за счет других сфер жизни? Но они не требуют и, скорее всего, не потребуют. Может, потому, что следуют устоявшимся традициям? Может, из-за стыда, хорошего воспитания или сознательности?)



Невеселый вопрос

Но пенсионный вопрос несоизмеримо шире, чем необходимость несколько раз урезать государственный бюджет. Можно сказать, что он становится даже принципиальным, а все связанное с ним должно изменить парадигму наших прежних представлений. Именно в свете этого нам нужно скорректировать представление о жизни человека в целом, о ее циклах, о синусоиде между счастьем и горем, между «золотой» и «железной» эпохами.



И говорить об этом нужно очень откровенно сейчас, чтобы избежать травм в будущем. Это уже начали делать, но пока как бы между прочим, вскользь. А этого мало. Неуверенность объяснима, так как это хоть и очень важный вопрос, но неизведанный и невеселый.



Из опубликованной пару месяцев назад статьи ученого- экономиста Андреса Аррака запомнилась одна фраза: «К счастью или сожалению, но мы так и не успели построить западноевропейскую модель благополучия». На самом деле мы не успели дойти даже до предварительной фазы этого благополучия. Но, наверное, все-таки к сожалению.



Не стоит относиться с чрезмерной серьезностью к неприятностям западных пенсионеров. Там сокращение социальных расходов означает, что они больше не смогут позволить себе кругосветные путешествия и им придется ограничиться Канарскими островами или, в крайнем случае, эстонскими санаториями. А то, что мы сокращаем в государственном бюджете, находится на последней грани возможного урезания, что уж тут говорить о путешествиях!



Сейчас отправить человека с маленьким доходом на пенсию — то же самое, что в прежние времена освободить крестьянина, но не дать ему землю.


Гражданам Эстонии нужно навсегда отказаться от мысли, что пенсия может быть существенным источником дохода. Не говоря уже о том, чтобы на нее прожить. (Наверное, подобные надежды, оставшиеся с советских времен, кое у кого еще теплятся.)



Навязчивый образ

Это требует прорыва в образе мышления. Люди должны радикально переориентироваться в своих жизненных ожиданиях. Взять хотя бы тот же туризм. Путешествующие западные пенсионеры превратились в нашем сознании почти в навязчивый образ, в мифических героев, объект вожделения и ролевую модель.



Они горохом высыпают из туристических автобусов — стройные и седовласые, с зубными протезами, слуховыми аппаратами и, может, даже с позвоночниками из авиационного металла, но всегда бодрые и жаждущие жизни. И сотни тысяч эстоноземельцев хотят стать такими же.



Но, как это ни печально, эстонским пенсионерам не стоит надеяться на подобный образ жизни ни сейчас, ни в дальней перспективе через десятки лет. Скорее всего, этого не будет никогда. И этот список вещей в графе «никогда» можно продолжить. Подытожим: наш пенсионер никогда не будет жить жизнью, хоть сколько-нибудь похожей по качеству на жизнь его сверстников в Западной Европе. Это, конечно, в том случае, если он надеется главным образом на государство.



Итак, пришла пора отправить на свалку понятие «беззаботная старость». Человек должен добыть дополнительные средства, чтобы обеспечить свою старость, и чем больше разных средств, тем лучше. Не так давно нам пришлось убедиться, что пенсионные фонды тоже не отличаются надежностью. (В принципе, ничего надежного и не существует, кроме собственной недвижимости, которую на старости лет можно использовать, как источник дохода — но это легче сказать, чем сделать.)



С детского сада  

Правда, и сейчас на одну пенсию живут немногие. Большинство пенсионеров получают поддержку со стороны: кто-то в советское время накопил или наворовал имущество, кому-то после восстановления независимости что-то вернули, кому-то помогают дети, кто-то работает на четверть ставки и т.д. Таким образом пенсионерам и удается сводить концы с концами.



Самые большие трудности ждут тех, кто сейчас в среднем возрасте или только начинает жизнь, но не имеет работы и перебивается кое-как, не копит и не создает семью.



Тут я позволю себе дать им конкретный совет: приобретите хоть какой-нибудь кусочек земли — если вы не сможете путешествовать по миру, то сможете просто наслаждаться природой, что тоже дорогого стоит.



В старости спешить будет некуда, и вы сможете созерцать, как природа совершает свой круговорот. Это поможет вам на закате жизни приобрести необходимые покой и уверенность. Гораздо хуже перебиваться в каменной пустыне города, в квартирах со сверхдорогим отоплением. Деревню надо заполнить стариками!



С детсадовского возраста людям надо внушать, что с горки молодости жизнь катится только в одном направлении — к старости и бедности. Надо втемяшить им в головы, что с выходом на пенсию у пожилых людей вместо заслуженного отдыха начинается борьба за выживание, к которой нужно готовиться всю жизнь.



Всем, кто переступает пенсионный порог, горуправа могла бы разослать открытки с изображением ворот и надписью, которая когда-то находилась над входом в совершенно иное учреждение: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!»

Ключевые слова

Наверх