«Нас вырастил Сталин на верность народу»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Таро
Игорь Таро Фото: Pm
Десталинизация России: миссия невыполнима? Обозреватель Игорь Таро пишет о том, что, как показывают опросы общественного мнения, в России людей, которые признают сталинские репрессии, но присваивают Сталину черты положительного государственного деятеля, больше, чем коммунистов.

Совсем скоро, 21 декабря этого года, российские коммунисты планируют торжественно отметить 130-летие со дня рождения Иосифа Сталина.



Состоятся праздничные партийные собрания, «круглые столы» и конференции, посвященные роли Сталина в истории СССР. Об этом сообщило агентство Интерфакс на следующий день после того, как 30 октября в России в 18-й раз отметили День памяти жертв политических репрессий.



Дискуссии, посвященные исторической роли Сталина, заканчивались окончательным и однозначным осуждающим решением.


Таким решением можно считать, к примеру, обращение президента Дмитрия Медведева в своем официальном видеоблоге, в котором он говорит о том, что в стране до сих пор широко бытует мнение, что жертвы сталинского террора оправданы высокими государственными интересами.



«Я убежден, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. И репрессиям нет оправдания.



Мы много внимания уделяем борьбе с фальсификацией нашей истории. И почему-то зачастую считаем, что речь идет только о недопустимости пересмотра результатов Великой Отечественной войны.



Но не менее важно не допустить под видом восстановления исторической справедливости оправдания тех, кто уничтожал свой народ. Правда и то, что преступления Сталина не могут умалить подвиги народа, который одержал победу в Великой Отечественной войне».



Когда говорят о героизации диктатора, то имеют в виду не только коммунистов, собирающихся отмечать его годовщину. Российские коммунисты являются отнюдь не маргинальной группировкой, а оппозиционной партией, представленной в Госдуме.



И в отличие от «несогласных», разгоняемых милицейскими дубинками, «красные» оппозиционеры маршируют и собираются на площадях в центре Москвы по согласованию с властями, не стыдясь демонстрировать портреты Сталина впечатляющих размеров.


В то же время, как показывают опросы общественного мнения, людей, которые, не отрицая сталинские репрессии, присваивают Сталину черты положительного государственного деятеля, гораздо больше, чем тех, кто марширует с его портретами и голосует за него.



Так что Медведев разворошил осиное гнездо. Об этом говорят и сотни комментариев к обращению на видеоблоге, а также сотни ссылок на это обращение в многочисленных новостных порталах. Если что и может взбудоражить российских интернет-пользователей и расколоть их, так это дискуссии, касающиеся роли Сталина и преступлений сталинизма.



Конечно, в России пока нет всеобъемлющего культа Сталина. Комментариев примерно поровну: оправдывающих политику Сталина и осуждающих ее. Однако в российском общественном пространстве можно отметить тенденции, которые были немыслимы двадцать лет назад, когда еще существовал Советский Союз.



Например, в октябре в ходе реставрации вестибюля станции московского метрополитена «Курская» полностью восстановили слова одной из редакций гимна СССР 1940-х годов: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил».



Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин объяснил это восстановлением исторического облика станции: «Я не сталинист, но с уважением отношусь к творчеству тех, кто работал до меня. Если ты взялся за реставрацию, то нужно воссоздать это так, как это было у художника. Иначе какая же эта реставрация».



Прежде в Москве к охране памятников старины так не относились. Тогда уж для восстановления исторической справедливости в Москве нужно реставрировать еще несколько станций метро, из мозаичных панно и оформления которых после доклада Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС убрали ссылки на культ личности Сталина.



Москва, как известно, это не только станции метрополитена. В противном случае это было бы действительно выборочное отношение к одному из проявлений сталинизма.


Нет, дело, конечно, не в станциях метрополитена и не в главном архитекторе Москвы.



Еще летом внук Иосифа Джугашвили подал в суд на «Новую газету», опубликовавшую статью, в которой Сталин прямо был назван убийцей, на руках которого кровь миллионов советских граждан. Защищая честь и достоинство деда, его внук потребовал взыскать с издания десять миллионов рублей. Газета только обрадовалась этому, поскольку ей представилась возможность, создав прецедент в суде, подтвердить преступления Сталина.



Некоторые из либеральных обозревателей высказывались в том духе, что в нормальном государстве такой иск даже не был бы принят к рассмотрению. Басманный суд Москвы принял его к рассмотрению и решил оставить без удовлетворения, признав тем самым право газеты именовать Сталина убийцей, на руках которого кровь миллионов советских людей.



Интересно, почему это случилось именно сейчас? Почему «Новая газета» в 2009 году, а не какое-нибудь другое издание за несколько лет до этого. Разве мало обличали и поливали грязью деда Джугашвили в различных изданиях?



Наверное, внук Сталина решил, что к настоящему времени в России созрела благоприятная почва для реабилитации «отца народов». Свою роль в этом сыграли и новые методические инструкции для российских учителей истории, в которых события советской истории рекомендуется трактовать как неизбежные, а методы тогдашнего режима как крайние меры для спасения страны от экономического коллапса.



Так, например, на судебном процессе против «Новой газеты» из уст адвоката истца прозвучали слова о том, что, заключая пакт Молотова-Риббентропа, Сталин хотел защитить дипломатическими методами Польшу от нападения Германии и добился бы этого, если бы поляки сами не проиграли страну немцам.



Версия наверняка позаимствована с опубликованного на сайте Министерства обороны РФ скандального текста, из-за которого в СМИ поднялся большой шум и который накануне визита Владимира Путина в Польшу быстро с него исчез.



Сверхмощное поднятие на щит победы в Великой Отечественной войне в качестве символа национальной гордости накануне и после 60-летия победы создало вокруг всего советского периода в российской трактовке истории такую мифологическую атмосферу, что даже те, кто делали это, уже, наверное, не могут провести границу между правдой и вымыслом.



Видеоблог Медведева, безусловно, не собирает такую аудиторию, как патриотический документальный фильм, показанный по государственному телеканалу. И подтверждать немецким журналистам слова, сказанные в своем видеоблоге, это не то же самое, что делать это отечественной публике.



Например, в ежегодном обращении президента к Федеральному Собранию, с которым Медведев выступил 12 ноября.


Интересно, что обо всем этом думает премьер-министр Владимир Путин?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх