Двадцать лет назад Фарах Сайгхани, потеряв первого ребенка, решила, что больше не будет рожать в Афганистане, и бежала из страны. На прошлой неделе она проехала по Эстонии, чтобы наладить связи между афганскими и эстонскими школами.
Дети узнают о жизни в Афганистане
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В тартуской школе Хийе ее засыпали вопросами. «Вы знаете сколько стоит бомба?» — «Меньше, чем жизнь одного человека». «Вам приходилось воевать с врагом?» — «Мне нет, но некоторые девочки бросались под советские танки».
«Женщины служат в армии Афганистана?» — «Да, по контракту, но семьи не приветствуют это, поскольку в армии они находятся вместе с мужчинами».
42-летняя Фарах Сайгхани, мать троих детей, первая афганская женщина, служившая на своей родине в составе иностранных войск. Три года назад она, будучи гражданкой Швеции, надела шведскую военную форму и в течение семи месяцев проходила службу в Афганистане, осуществляя патрулирование и обеспечивая безопасность.
Жизнь в Афганистане по сравнению с концом 1980-х годов, когда Сайгхани и ее муж продали в Кабуле четырехкомнатную квартиру и старую «Тойоту» и бежали в Пакистан, значительно изменилась не в лучшую сторону.
Судя по фотографиям, которые показывала Сайгхани, в те годы афганские женщины одевались совсем как на Западе, носили короткие юбки и открытые блузки. Сегодня в Афганистане женщины обязаны носить закрывающие все тело хиджаб и бурку, или паранджу.
«Я дала себе слово, что никогда не надену в Афганистане бурку, — сказала Сайгхани Postimees. — Пусть хоть расстреливают».
Не видели мирной жизни
Глядя на эту молодую и модно одетую женщину, трудно себе представить, что афганские женщины не могут отказаться от древних патриархально-религиозных традиций. Свободно рассыпанные по плечам волосы и яркий маникюр дополняли картину.
«В Афганистане есть мобильные телефоны?» — поинтересовался ученик школы Хийе, демонстрируя собственный телефон в ярком корпусе.
«У детей нет», — ответила Фарах Сайгхани.
«У меня таких много, могу туда кому-нибудь отправить!» — не полез за словом в карман мальчишка.
«Лучше отправь
бумагу и блокноты»,
— посоветовала Сайгхани.
«А воду и еду можно послать?» — раздался вопрос из зала.
Сайгхани только улыбнулась в ответ, заметив, что самое лучшее, что могут сделать школьники Эстонии для афганских детей, это думать о них и просить, чтобы у них все было хорошо. Потому что никто из афганских детей не видел мирной жизни.
Стартовавший в Эстонии проект дружбы со школами Афганистана вовсе не означает, что наши школьники вместо экскурсий в Санкт-Петербург или Париж станут ездить всем классом в Кабул или Кандагар.
Цель проекта — через школьные связи рассказать о другой стране и ее культуре. Впрочем, если какой-то из школ Эстонии под силу, то она вполне может, организовав мероприятия, собрать деньги и помочь одной из школ Афганистана.
Проект вызвал такой интерес, что школам Эстонии, изъявившим дружить со школами Афганистана, просто не хватило афганских школ. Только десять наших школ смогли наладить дружеские связи со школами в Мазар-е-Шарифе, четвертом по величине афганском городе.
Фарах Сайгхани посчастливилось родиться в семье, в которой в чести было образование. Ее отец был губернатором в разных провинциях, мать, истинно верующая женщина, была избрана в парламент страны от провинции Бамиан.
Еще подростком Фарах оказалась в центре идеологической борьбы. После вторжения в 1979 году в Афганистан советских войск она распространяла листовки, призывающие к сопротивлению, участвовала в голодовках, сожгла в знак протеста несколько красных флагов.
В 17 лет она вышла замуж, в течение года изучала в Кабульском университете журналистику, потеряла первую дочь, но об этом трагическом события она старается не вспоминать.
С уходом советских войск из страны Сайгхани решила уехать из Афганистана. Такое же решение приняли тогда тысячи представителей афганской элиты.
Новая родина
На вырученные от продажи имущества 10 тысяч долларов она полгода добиралась из Пакистана через Индию, Непал и Англию в Швецию. К тому времени она была уже на девятом месяце беременности.
Однако шведские власти не поверили в это обстоятельство, ведь женщина весила всего 58 килограммов. Для подтверждения факта беременности полицейские доставили Сайгхани в больницу. Только после этого она получила вид на жительство.
Никто из семи братьев и сестер Сайгхани не живет сегодня в Афганистане. Ее родители обрели новый дом в США в Лос-Анджелесе.
В ходе длившихся три десятилетия военных действий в Афганистане погибли два миллиона человек, шесть миллионов покинули страну.
Сайгхани, работающая в Стокгольме консультантом по налогам, оставшись одна с тремя детьми после развода, подрабатывает переводчиком.
В школах Эстонии она показывала сделанные в Афганистане снимки, запечатлевшие нищету и запустение.
Во время ее выступления в школе Хийе сидевший в первом ряду ученик начальных классов вдруг встал и предложил: «Мы можем пригласить сюда несколько афганских семей, в которых много детей. Пусть они живут в Эстонии».
«Большое спасибо», — ответила Сайгхани, которую тронуло это предложение и она подарила школе сделанный вручную ковер с изображениями животных.
«Приезжайте к нам на рождественский праздник! — пригласил ее, прощаясь, другой мальчишка. — Мы вас любим!»
Дружеские связи между школами
Школы, наладившие связи дружбы со школами в Афганистане:
• Таллиннский детский сад и основная школа Лаагна
• Тартуская школа Хийе
• Гимназия Антсла
• Гимназия Курессааре
• Школа Лауласмаа
• Пылваская общая гимназия
• Средняя школа Алатскиви
• Ваналиннаская образовательная коллегия
• Школа Пылула
• Вяйке-Йысмяэская гимназия
Источник: Маари Росс