КаПо отказалась рассматривать заявление председателя Социал-демократической партии Юри Пихла, в котором он обвинил министров Андруса Ансипа, Урмаса Паэта и Рейна Ланга в государственной измене.
Пихл обвинил трех министров в госизмене
В заявлении, переданном Полиции безопасности (КаПо) 2 декабря этого года, бывший министр внутренних дел, а ныне вице-мэр Таллинна, глава оппозиционной Социал-демократической партии (SDE) Юри Пихл попросил возбудить уголовное дело в отношении Андруса Ансипа, Урмаса Паэта и Рейна Ланга по делу о государственной измене, о котором говорится в статье 232 Пенитенциарного кодекса.
Однако КаПо отказалась инициировать уголовное дело, с чем согласился и государственный прокурор.
«Поскольку в заявлении не было усмотрено ни одного обстоятельства, свидетельствующего о признаках преступления, квалифицируемого в статье 232 Пенитенциарного кодекса, то для начала уголовного делопроизводства нет оснований», — сообщила ведущий ассистент КаПо Теэле Реэди.
Поданное Пихлом заявление является в политической практике Эстонии беспрецедентным — никогда прежде ни один из руководителей оппозиционных партий не обвинял членов правительства в измене родине. КаПо отказалась предавать огласке заявление Пихла. К этому документу и к решению об отсутствии необходимости инициировать уголовное дело, доступ ограничен на пять лет.
Отказались от комментариевЮри Пихл сказал Postimees, что не желает комментировать содержание своего заявления.
«Я никогда не считал нужным привлекать прессу к обсуждению вопросов, связанных с государственной безопасностью и защитой государственной тайны, — сказал он. — Если у меня есть вещи, которые считаю необходимым передать компетентным органам, то я делаю это, а они рассматривают их. Я в полном недоумении из-за того, что должен отвечать на вопросы в прессе. Эти вещи должны оставаться в стенах определенных ведомств».
Премьер-министр Андрус Ансип вчера сказал Postimees, что КаПо известила его о заявлении Пихла. «Я разочарован в Социал-демократической партии, — сказал Ансип. — Нам следует вести дебаты, чтобы найти решения проблем Эстонии, и мы не должны возвращаться в то время, когда для достижения успеха использовались спецслужбы и доносы».
Источник информации
Премьер-министр добавил, что поведение Пихла, по его мнению, является ключом к пониманию мыслей Андреса Таранда, изложенных в его письме социал-демократам и в интервью Postimees: «Могу только согласиться с тем, что применение таких кагэбэшных методов в Эстонии неприемлемо. Это омерзительно, но, видимо, это и есть та новая политическая культура, о которой говорили и которую обещали, вступая в сотрудничество с Центристской партией».
Ансип тоже не стал комментировать содержание заявления Пихла, сказав, что не читал его. Как Пихл, так и КаПо отказались подтвердить информацию, согласно которой до написания заявления Пихл был допрошен в рамках т. н. уголовного дела, связанного с утечкой государственной тайны, которое КаПо начала в сентябре этого года на основании заявления МИДа. Это произошло, когда в СМИ появилась информация о визовом запрете, установленном для высокопоставленных российских чиновников Сергея Маркова и Василия Якеменко.
Пихл сказал, что о подоплеке решения об отмене визового запрета узнал лишь из газет. «Postimees был моим источником информации, из которого я узнал, что происходит — газета знала гораздо больше, чем я», — сказал он.