Вчера было обнародовано переданное в КаПо заявление экс-министра внутренних дел Юри Пихла, в котором он подозревает трех министров в государственной измене, но от которого он публично пытался отказаться.
Пихл: Я не подавал никакого заявления
Председатель социал-демократической партии Юри Пихл вчера утром нанес ответный удар министрам от Партии реформ, а также распространенной во вторник в СМИ Полицией безопасности (КаПо) информации о том, что в своем заявлении в КаПо он обвинил премьер-министра Андруса Ансипа, министра иностранных дел Урмаса Паэта и министра юстиции Рейна Ланга в госизмене.
В своем интервью в прямом эфире Эстонского Радио Пихл заявил, что не подавал подобного заявления в КаПо, а всего лишь дал разъяснения, в том числе и в письменном виде в ответ на запрос КаПо в рамках уголовного дела о т.н. утечке гостайны.
Заявление обнародовано
«Я не могу никого обвинять, я не могу ни на кого указывать пальцем, — заявил в радиоэфире Пихл. — Но могу сказать, что у меня имеется определенное подозрение или даже сомнение. Поэтому достойно сожаления, что человек, приглашенный для дачи разъяснений в государственное учреждение, дает свои разъяснения, которые потом публикуются где-то в СМИ».
Журналист Лаури Хуссар спросил: «Подтверждаете ли вы, что писали какое-либо заявление полиции безопасности?». «Я давал пояснения. Меня вызвали, я представил свои разъяснения, отчасти и письменно. Как это оформить юридически, это уже дело полиции безопасности», — ответил Пихл.
В среду Пихл говорил значительно более открыто, чем с Postimees во вторник, когда он, по сути, просто отказался говорить на эту тему и высказал недовольство тем, что вынужден отвечать на вопросы журналистов.
После заявления Пихла министр юстиции Рейн Ланг решил обнародовать этот документ. Он получил его копию от КаПо и распорядился выложить документ на сайте Минюста. Этот документ показывает, что утверждение Пихла о том, что он не подавал заявления в КаПо, не соответствует действительности.
Но Пихл прав в том, что слово «заявление» не является названием этого документа. В начале переданного им в КаПо трехстраничного документа стоят следующие слова: «Исходя из первого абзаца статьи 194 Уголовно-процессуального кодекса передаю вам сообщение о преступлении».
В нем Пихл рассказывает о закулисье т.н. визового скандала, касающегося отмены запрета на выдачу виз высокопоставленным российским чиновникам Сергею Маркову и Василию Якименко. «После опубликования информации об этих случаях и наблюдая за поведением министра юстиции Ланга, министра иностранных дел Паэта и премьер-министра Ансипа в этой ситуации, у меня возникло подозрение, что эти члены правительства могли совершить преступление, которое соответствует статье 232 Пенитенциарного кодекса», — писал Пихл.
11 декабря КаПо приняла решение не начинать уголовного дела, поскольку в заявлении Пихла нет для этого оснований.
Политики, которые комментировали связанную с заявлением Пихла ситуацию, сочли ее запутанной. Бывший премьер-министр Март Лаар назвал этот случай досадным. «Когда бывший глава спецслужбы и руководитель одной из оппозиционных партий подает Полиции безопасности жалобу на премьер-министра, обвиняя его в госизмене, то я боюсь, что такого рода новости могут довольно легко попасть в международные СМИ», — отметил Лаар.