«Жаль, что вы воспринимаете нас как врагов», – сказал представитель министерства Калле Кюттис, не сумевший на встрече 13 сентября убедить коллектив школы, что объединение Эстонской гимназии Нарвы со школой языкового погружения является хорошей идеей, пишет «Северное побережье».
Нарвские эстонцы будут собирать чемоданы в случае объединения школ?
Руководитель школьной сети Министерства образования и науки Калле Кюттис признался, что приехал в Нарву с ощущением, будто министерство и школа находятся по разные стороны баррикад.
«Но это не так. Ни у одного человека нет в планах ликвидации Эстонской гимназии. Проблема в том, что у нарвских эстонских детей нет возможности учиться в стопроцентно эстоноязычной среде», – указал он на большую долю учеников c родным русским языком.
В случае объединения в Нарве Эстонской гимназии и Ваналиннаской государственной школы министерство разделило бы учащихся на основании языкового уровня: одна часть была бы чисто эстоноязычной основной школой, в которой учились бы те, кто владеет эстонским языком на уровне родного языка; в другом отделении были бы классы языкового погружения. Учащиеся обоих отделений объединились бы в гимназической ступени.
«Разговор об экономии – бессмысленный. Мы хотим создать даже более дорогую систему, ведь будь в эстонском классе хоть три ученика, они должны получить образование на чистом эстонском языке. Если мы хотим, чтобы в Нарву приезжали эстонские семьи, то должны гарантировать обучение на чистом эстонском языке, доплачивая при этом хотя бы и в три раза больше», – отметил Кюттис.
«Вы хотите, чтобы обучение проходило на чистом эстонском языке, но мы как учителя утверждаем, что в школе идет только эстоноязычное обучение», – отметила учитель эстонского языка Эне Курме.
«Я полностью верю, что учителя говорят на сто процентов на эстонском языке, однако учебная среда существует не только в классном пространстве. Вопрос в том, как происходит общение вне класса», – вмешалась руководитель министерского отдела общего образования Ирене Кяосаар.
И ученик Евгений Балуев, и учитель Эне Курме неоднократно интересовались, как объединение двух школ повысит уровень школы и увеличит эстоноязычную среду, однако не получили ответа, который их удовлетворил бы.
Член попечительского совета Эстонской гимназии Нарвы Кайри Йоханнес признала, что языковое селектирование учеников внесло бы изменения в учебный процесс. «Но что будет происходить на перемене? Положение эстонских детей ухудшится», – сказала Йоханнес, находя, что физически школы объединять нельзя.
Бывшая когда-то помощником мэра Нарвы Элле Вялья, преподающая сейчас в профессиональном учебном центре, рассказала о страхах местных эстонцев: «Нарвское эстонское сообщество очень чувствительно. В конце 1980-х годов учеников было более 300. Когда эта цифра драматически уменьшилась? Тогда, когда в один год уроки химии вели на русском языке. Через год стало на сто учащихся меньше».
Вялья подтвердила, что душа местных эстонцев болит, ведь они боятся новой волны сбора чемоданов: «Когда происходит какое-то изменение, которое непонятно общине, это может отпугнуть людей».
Родительница и член попечительского совета Яаника Карп поддержала Вялья: «Я работаю на пограничном пункте, где трудится пара десятков родителей, очень опасающихся, что будет дальше и не нужно ли начинать искать новое рабочее место. Тогда нам придется закрыть пограничный пункт».
Кяосаар подтвердила, что министерство ждет предложений самой школы, как укрепить эстонский дух в Нарве.
По словам Кюттиса, министерством не будет совершен ни один шаг прежде, чем они получат ответ от органа власти, содержащего Нарвскую эстонскую гимназию, то есть от Нарвского горсобрания. «Если придет ответ, что школа достаточно хорошая и изменения не нужны, то и разговор будет закончен».
«Неужели отдадите нашу школу?» – обратились к мэру Нарвы Тармо Таммисте.
«Я могу отдать свой кошелек или часы, а школа – это нечто другое. Это не было целью сегодняшней встречи – рождение соглашения, но она дала возможность выпустить пар», – сказал мэр.