Март Хельме: русский лицей? Спасибо – нет!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Март Хельме
Март Хельме Фото: Mihkel Maripuu / Postimees

Министр образования Яак Аавиксоо выступил с идеей построить в Эстонии русские лицеи. Я бы хотел здесь возразить уважаемому министру, и предостеречь его и всех, кто поддерживает эту идею, от необдуманных шагов, пишет Март Хельме в разделе мнений Postimees.

Двадцать лет назад в Эстонии было принято решение постепенно переводить гимназические классы гимназий с русским языком обучения на эстонский язык. Однако из-за сопротивления России и русских, а в более широком смысле и из-за отсутствия поддержки западных стран, претворение плана в жизнь затянулось. Пока министр образования Тынис Лукас несколько лет назад снова не сдвинул это дело с мертвой точки.

Как и следовало ожидать, за этим последовало все более организованное и все мощнее управляемое из России сопротивление. Поскольку прикрывающееся патриотизмом правительство не могло полностью капитулировать перед этим давлением, не потеряв лицо, в качестве компромисса теперь и выдуман вариант с русскими лицеями.

К сожалению, это означает с энтузиазмом привести троянского коня под наши стены, поскольку так мы позволим Москве напрямую вмешиваться в нашу образовательную политику. Более того, предложение Аавиксоо можно недвусмысленно понять так, что Эстония приветствует и материальное участие России в проекте лицея. По крайней мере, это можно вычитать из ссылки на Таллиннскую немецкую гимназию. Однако кто платит, тот и заказывает музыку.

Хотя я, в отличие от министра, не считаю, что пока еще не освободившейся от давления русификации, наступления русского языка и гнета русского меньшинства Эстонии вообще нужна какая-либо русская гимназия, претворение проекта в жизнь можно было бы все же обдумать, если бы оно происходило целиком и полностью под контролем Эстонии. Однако на самом деле Эстония в вопросе создания лицея, к сожалению, уже уступила инициативу России, предложив достаточно сырую идею для обсуждения посольству Российской Федерации и включив ее в качестве темы в повестку дня предстоящего визита Аавиксоо в Москву.

Что теперь произойдет, мне, когда-то бывшему послом в России, хорошо известно. Россияне представят свое видение ситуации и начнут навязывать нам точки зрения, которые для нас, даже при всей сговорчивости, будут неприемлемы. И в конце концов достигнут удовлетворения определенной части своих притязаний, поскольку у нас для споров с ними не хватит терпения, экспертов, дальновидности и, наконец, самой элементарной политической воли. В качестве примера нашей политической воли и политики капитуляции перед русским языком возьмем хотя бы ситуацию, сложившуюся вокруг эстоноязычной школы в Нарве.

Результатом наших планируемых переговоров с Россией станет пошаговое строительство сети русских лицеев везде, где есть хоть сколько-то русских – вероятно, зачастую в тех местах, где к настоящему моменту русскоязычные гимназии уже закрыты. Через несколько лет наши недальновидные, но готовые к компромиссу политики от образования с ужасом обнаружат, что получилось, как всегда. Что русские лицеи вместо учебных заведений, развивающих русский язык, культуру и литературу, превратились в центры агитпропа российского империализма. Кроме того, русские лицеи станут еще одной дырой, сквозь которую к нам под видом специалистов (учителей) будут проникать сотрудники российских спецслужб.

Россия – не дружественное по отношению к Эстонии соседнее государство. Ошибочно тешить себя иллюзией, что в определенных областях – культура и образование – ситуация иная. Наоборот – именно образование и культура для относительно слабой России – это те сферы, через которые империя старается сохранять и упрочивать свои позиции в соседних государствах. Мы не должны в своей наивности и заблуждении облегчать им эту задачу.

Наверх