Госконтроль провел аудит профилактики коррупции в 15 муниципалитетах и обнаружил, что несколько волостных старейшин беззастенчиво наладили бизнес с участием своих фирм.
Аудит: в волостях отмечена угроза коррупции
Госконтроль проверял муниципалитеты за период 2007 и 2008 годов. Хотя мелкие правонарушения были зафиксированы во всех 15 волостях, до полиции дошли только заявления о злоупотреблениях волостных старейшин Йыгева и Винни.
Например, волостной старейшина Йыгева Сайма Калев, покинувшая свой пост после выборов, на протяжении двух лет заказывала оформительские работы и канцелярские принадлежности в фирме SK-Kujundus, владельцем и членом правления которой она сама и была.
Зарегистрированная в волости Саку фирма без всяких договоров представила волости Йыгева счета на сумму около 71 000 крон, а утвердила их сама владелица фирмы на посту волостного старейшины.
До суда не дойдет
Действующий волостной старейшина Винни Тоомас Вяйнасте привлек принадлежащую ему фирму Auto Rasivere к участию в тендере по уборке снега, и она стала победителем конкурса. Своей подписью Вяйнасте одобрил проведение выплат принадлежащему ему же предприятию на сумму более 103 000 крон.
В 6 из 15 проверенных муниципалитетов были выявлены сделки с предприятиями, связанными с руководством волости. Подобные проблемы были отмечены также в Пярсти, Сауэ, Пылтсамаа и Тамсалу.
В связи с действиями руководителей волостей Йыгева и Винни Госконтроль обратился в полицию, однако обычно дела такого рода до суда не доходят. Для этого сделки руководителей волостей со своими собственными фирмами должны нанести прямой и поддающийся измерению экономический ущерб.
Но волостное собрание Йыгева уже заявило о том, что заседающая в муниципальном собрании член Народного союза Калев местному самоуправлению ущерба не наносила.
Таким же образом руководящий волостью Винни центрист Вяйнасте утверждает, что заключенный с его фирмой договор не наносил волости денежного ущерба. «Ущерба не было, поэтому полиция не возбуждала уголовного дела и никакого наказания не последовало», — заявил он.
Печальное зрелище
Сайма Калев назвала заказы у собственной фирмы юридической ошибкой и проявлением недомыслия. «Я не смогла правильно оформить это (договор с собственной фирмой. — Ред.), — пояснила она. — Полагаю, что коррупция — это действие с целью получения личной выгоды, а здесь речь идет о выгоде волости. Эти вещи были заказаны по тем же принципам и ценам, что и в других фирмах».
С нарушением принципа равного обращения или нанесением ущерба репутации самоуправления и демократии прокурорам делать нечего. Таким образом, другие руководители волостей могут продолжать заказывать работы в своих фирмах, если только это делается по более или менее разумным ценам.
По словам главного контролера отдела аудита местных самоуправлений Госконтроля Айри Микли, Госконтроль стремился провести аудит в муниципалитетах разной величины и разного расположения.
«Нам открылось печальное зрелище», — призналась она. Общественность должна иметь необходимую информацию о происходящем в местных самоуправлениях, а организация работы волости или города должна стремиться не допустить коррупции. «Все, что сделано для предотвращения коррупции, бессистемно и малоэффективно», — отметила Микли.
Во всех проверенных 15 муниципалитетах в качестве партнеров по сделкам купли-продажи или при получении субсидий фигурировали частно-правовые объединения, связанные с членами волостных собраний и управ. В небольших волостях такое положение иногда просто неизбежно и, по словам Микли, само по себе не должно осуждаться.
«Даже если речь идет о небольших суммах, необходимо рассмотреть хотя бы три предложения и выбрать из них лучшее. Оно может быть не самым дешевым, но самым подходящим, — поясняет она. — И если предложение от фирмы, связанной с членом муниципального собрания или управы, является самым выгодным, он должен своевременно дистанцироваться от принятия решения».
Управа Винни хоть и провела тендер на снегоуборочные работы, но, по словам Микли, старейшина должен был отказаться от участия в принятии решения: «Сделку должно было проводить волостное собрание, поскольку волостной старейшина не мог делегировать это право своим подчиненным».
• В центре внимания были волости Харку, Йыгева, Каарма, Кехтна, Кохила, Пылтсамаа, Пярсти, Сауэ, Тамсалу, Тяхтвере, Тюри, Вярска и Винни, а также города Силламяэ и Валга.
• Был проведен анализ организации работы на предмет предотвращения коррупции, внеслужебной деятельности должностных лиц и их сделок с муниципалитетом.
• По оценке Госконтроля, в указанных самоуправлениях системная работа по предотвращению коррупции не проводилась и все имеющиеся возможности не использовались. Во многих муниципалитетах нарушались действующие для должностных лиц ограничения, в результате чего возникали отношения, создающие угрозу коррупции.
Госконтроль утверждает, что:
• в муниципалитетах не выработан порядок контроля за соблюдением действующих для должностных лиц ограничений;
• многие муниципалитеты не проанализировали, на кого распространяются обязанности, вытекающие из Закона о предотвращении коррупции;
• средства для предотвращения конфликта интересов не находят последовательного применения;
• во многих самоуправлениях должностные лица нарушили запрет на побочную деятельность;
• информирование общественности о зарплатах должностных лиц и осуществляемых должностными лицами сделках в большинстве муниципалитетов недостаточно.
Источник: Госконтроль