Великий сыщик против черной магии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
После неудачного ужина с доктором Ватсоном и его возлюбленной Холмс (Роберт Дауни-младший) снимает стресс на кулачных боях.
После неудачного ужина с доктором Ватсоном и его возлюбленной Холмс (Роберт Дауни-младший) снимает стресс на кулачных боях. Фото: Кадр из фильма

Взъерошенный и небритый герой Роберта Дауни-младшего, в карих глазах которого мировая скорбь смешана с лукавым пофигизмом, ни капли не похож ни на лучшего Шерлока Холмса всех времен и народов Василия Ливанова, ни на все остальные экранные воплощения великого сыщика.


Сюжет, по которому Гай Ричи («Карты, деньги, два ствола» и «Револьвер» — скажут киноманы; экс-супруг Мадонны — скажут читатели желтой прессы) снимал своего «Шерлока Холмса», взят вовсе не из новелл сэра Артура Конан-Дойла.



Квартет сценаристов взял оттуда только имена, Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону сильно изменил характеры, а единственной женщине, которая произвела впечатление на Холмса, Ирен Адлер продлил жизнь, сделав ее из героини «Скандала в Богемии» международной авантюристской.



Но не торопитесь предъявлять претензии создателям фильма. Вы сами, дорогие зрители, — причина шокирующих отступлений от канона.



Кулаки и интеллект

Фильм Гая Ричи конкурирует не с прежними экранизациями Конан Дойла, а с сов­ременными боевиками, и Шерлок Холмс Дауни-младшего отличается от героев этих картин тем, что мозгов у него все-таки побольше.



Герой-интеллектуал нынче не катит. Массовый потребитель развлекательного искусства сегодня примитивнее, чем был и 120 лет назад, когда сэр Артур, страдая от безденежья, начал сочинять коммерчески выгодные новеллы про героя, которого сам же потом безуспешно пытался утопить в Рейхенбахском водопаде, и 30 лет назад, когда Игорь Масленников начал снимать свою телевизионную эпопею о Шерлоке Холмсе. 



Современному зрителю подавай лихие драки (желательно — с применением подручных средств, вроде исполинской кувалды, которой размахивает некий бородатый великан) и катаст­рофы (одна из драк происходит на судоверфи и заканчивается тем, что со стапелей рушится в Темзу и тонет несостоявшаяся гордость королевского флота; другая драка — на недостроенном Тауэрском мосту). Зритель хочет всемирного злодейского заговора, не меньше, и на закуску — черной магии, которая, впрочем, окажется ловким шарлатанством. И фильм идет навстречу пожеланиям трудящихся!



С блестящим интеллектом Холмса мы знакомимся в тот момент, когда он в уме проигрывает сценарий боя с очередным злобным громилой. Бой показан дважды: сначала (в воображении героя) — рапидом, по разделениям. Затем — в стремительном темпе. Словом, ум, конечно, необходим, но лучше, когда его подкрепляет «удар искросыпительный, удар зубодробительный, удар скуловорот» (см. Некрасова).



Суровая мужская дружба

Разумеется, не обошлось и без любовной линии. Даже двух. Любовь-поединок (Холмс и роковая брюнетка мисс Адлер в исполнении красавицы Рэйчел Мак­Адамс) и любовь сентиментальная (Ватсон в исполнении Джуда Лоу и решительная блондинка Мэри — Келли Рейлли).



Соответственно претерпели изменения и отношения Холмса и Ватсона. Герой Джуда Лоу — уже не бледная тень Холмса, его восхищенный биограф, своей наивностью оттеняющий блеск мысли героя и готовый за него в огонь и воду.  Он — самоценная личность, и его бесят те свойства характера Холмса, которые отмечал и Конан Дойл.



Только в новеллах эгоцентризм Холмса, его неряшливость, привычка играть на скрипке в три часа ночи и меланхолично выводить пулями на стене вензель королевы — милые причуды гения, однако поживите год-другой в одной квартире с таким гением — и вы взвоете!



Дружба Холмса и Ватсона постоянно проходит «испытания бытом», и как истинные английские джентль­мены они часто подтрунивают друг над другом, а время от времени Ватсон срывается и говорит Холмсу все, что он о нем думает…



Но мир надо спасать от злодейского заговора, и друзья, забыв распри, бросаются навстречу опасности. Согласитесь, это интереснее, чем пресные отношения сыщика и его спутника в оригинале!



Воплощение мирового зла

Надо признать, что картины Лондона конца XIX века, огромного, сумрачного и опасного города, удались эстету Гаю Ричи лучше, чем характер главного гада — лорда Блэквуда, садиста и сатаниста, мечтающего о мировом господстве.



Ричи слишком ироничен, чтобы всерьез верить в жизнеспособность такого персонажа, а зловещий и сумрачный Марк Стронг сверкает глазами и торчащим по-вампирски зубом, настаивая на том, что его лорд Блэквуд — настоящее чудовище, но этих ужасов второй свежести все-таки недостаточно, чтобы воплотить все мировое зло. Тем более, что черная магия «черного лорда» — сплошной блеф!



К счастью, в последнем кадре звучит долгожданное имя: профессор Мориарти, и благодарный зритель догадывается, что эта картина — только предвкушение будущих похождений Шерлока Холмса, доктора Ватсона и (как же без нее!) мисс Адлер. Похождений еще более захватывающих  и много­обещающих.



Фильм


«Шерлок Холмс»


Приключенческая кинодрама


CША, 2009


Режиссер: Гай Ричи


Сценаристы: Майкл Роберт Джонсон, Энтони Пекхэм, Саймон Кинберг, Лайонел Уигрэм


Оператор: Филипп Русло


Композитор: Ханс Циммер


В ролях: Роберт Дауни-младший, Джуд Лоу, Марк Стронг, Рэйчел МакАдамс, Келли Рейлли, Эдди Марсан, Хэнс Мэтисон, Роберт Мейллет и др.


Ключевые слова

Наверх