Председатель правления Liviko Янек Кальви заключил с конкурентом картельное соглашение, согласно которому, цена пол-литровой бутылки водки в магазине составляет не менее 59,9 кроны, заявил госпрокурор.
Инициатором сговора цен госпрокурор считает Liviko
В феврале прошлого года Кальви позвонил своему коллеге, директору винно-водочного предприятия Александру Скоблову и попросил о встрече. В разговоре Кальви, помимо прочего, упомянул, что Offex Grupp могла бы продавать пол-литровые бутылки водки как минимум за 59,90.
Скоблов передал предложение Кальви тогдашнему руководителю и владельцу Offex Игорю Завизиону. После этого цена произведенной Offex водки в магазинах поднялась до предложенного уровня.
Вчера руководитель Liviko Янек Кальви опроверг все выдвинутые против него обвинения.
«Я уверен, что суд признает нас (Янека Кальви и AS Liviko. — Ред.) правыми», — сказал находящийся в США Кальви.
«Я не верю, что кто-то из производителей может навязать свою цену хоть какой-нибудь торговой сети», — сказал Скоблов.
В то же время Скоблов добавил фразу, которая заставила бы насторожиться каждого адвоката по вопросам конкуренции, поскольку разговоры о ценах между руководителями конкурирующих предприятий, с точки зрения конкурентного права, считаются незаконными.
«Производители алкоголя каждый день говорят между собой о ценах, наверное, кто-то по-своему истолковал один такой подслушанный разговор», — сказал Скоблов.
Как заявила госпрокурор Пирет Паукштис, в конце прошлой недели Кальви и Завизиону, а также предприятиям Liviko и Offex (сейчас Forgola. — Ред.) было предъявлено обвинение в заключении картельного соглашения, то есть договоренности по ценам. Скоблов, который сейчас является руководителем и владельцем Forgola, обвиняется в пособничестве заключению соглашения.
«Предложение заключить картельный сговор исходило от Кальви, — сказала Паукштис. — И связано оно было с тем, что у Offeks Grupp была слишком низкая цена, хотя на самом деле она была обоснована».
Одновременно Налогово-таможенный департамент расследовал подделку акцизных марок фирмой Offex. Как выяснилось, используя поддельные акцизные марки, Offex обманула государство на миллионы крон. Налоговики, расследуя историю с поддельными акцизными марками, выявили картельный сговор.
Сговор был недолгим
«Offex имела конкурентное преимущество, ведь она не платила акциз с цены на водку, — сказала Паукштис. — То обстоятельство, что одна фирма продает водку слишком дешево, вызвало недовольство Liviko, но вместо того чтобы обратиться в правоохранительные органы, фирма Liviko выступила с требованием поднять цену на водку».
Как сказала Паукштис, после сделанного Кальви предложения цены на продукцию Offex повысились, а на продукцию Liviko снизились, так как из дешевых марок Liviko самая дорогая водка стоила в феврале прошлого года 59,9 кроны.
«Покупатели стараются выгадать каждую крону, — сказала Паукштис. — Дешевую водку Liviko, очевидно, покупали мало, а после картельного сговора дешевую водку стали покупать гораздо чаще».
Картельный сговор действовал недолго, так как уже в апреле прошлого года Налогово-таможенный департамент из-за поддельных акцизных марок начал изымать из магазинов водку Offex.
Паукштис затруднилась ответить, какую выгоду извлекла из сговора Offex. «По какой-то причине фирма не стала возражать Liviko», — сказала Паукштис, добавив, что следствие не установило участие в заключении картельного сговора членов совета Liviko.
В 2009 году в суд поступило пять криминальных дел, касающихся подозрений в картельном сговоре.
• Соглашение консультационных фирм во время проведения гостендера на составление проекта развития уезда (0,6 миллиона крон).
• Соглашение дорожно-строительных фирм во время проведения гостендера на строительство дорог (108 миллионов крон).
• Соглашение предприятий по уборке улиц при проведении гостендера на уборку дорог (50 миллионов крон).
• Соглашения фирм, связанных с повторным использованием автомобильных покрышек (всего 55 соглашений), наносящие ущерб третьим участникам рынка.
• Ценовое соглашение производителей алкоголя, касающееся минимальных розничных цен.
Источник: Госпрокуратура