Тщетные поиски Nokia
Почтовый ящик
В газете от 6 января были опубликованы статьи Владимира Немчинова о «невидимом экспорте» и отрывок из газеты Le Figaro о Нарве. Да, именно такой и должна представляться Нарва холодному взгляду проезжего европейца.
Но в этом «безобразном» городе ты родился и вырос, здесь родились твои дети и внуки и здесь жили твои деды и прадеды, а теперь этот город, вместе с тобой, постепенно умирает...
Тысячи нарвитян, движимые естественным человеческим желанием — жить, «мечутся как рыбы в неводе».
А этот «невод» соткан из нитей межгосударственной подлости и цинизма, обычной глупости и бедности и много из чего другого, что в обилии произрастает на сменах эпох и разломах цивилизаций.
Подлость и цинизм — неотъемлемые части современной политики и никуда от них не денешься в ближайшем будущем. А вот бедность, как и разруха, гнездится в головах и имеет тесную причинную связь с глупостью и невежеством.
Злосчастная Нарва бедна, потому что бедна Эстония, ставшая экономическими задворками Европы, и эта бедность во многом связана с тем, что в течение последних 15 лет множество ответственных и полуответственных лиц занимались маниловщиной — поисками Nokia там, где никакой Nokia быть не может, — в области злополучного транзита с туризмом и малого бизнеса.
Вместо поиска места в международном разделении труда и капитала — многолетняя болтовня про туризм. Из 187 миллиардов крон инвестиций, 34% потрачено на финансовое посредничество, 27% — на операции с недвижимостью и только жалких 15% этой суммы ушли в реальный сектор, тот самый, где и появляются искомые нокии. Результат известен — 90 тысяч безработных.
На любом курорте Греции или Испании объем инвестиций в отели, индустрию развлечений и обслуживания составляет сотни миллионов долларов. И эти огромные деньги вложены, потому что могут работать минимум 300 дней в году. А у нас 300 дней в году — непогода. Есть только один объект туризма, способный работать круглый год — Старый город в Таллинне.