Cообщи

Мысль — слово — дело

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Отсутствие прямолинейности в политике позволяет процветать демагогии.

Скепсис в отношении политики так же стар, как и основы демократии, сказала политолог Ийви Анна Массо на вчерашнем обеде лидеров общественного мнения, организованном Postimees. Но в то же время она подчеркнула, что мы имеем право не только критиковать тех, кто принимает решения, но в той же мере и одобрять их, однако последнее происходит нечасто.



Оба докладчика — как Массо, так и канцлер права Индрек Тедер — отметили, хотя и в несколько разном ракурсе, отсутствие прямолинейности в политике Эстонии. Слишком обычным является уничтожение дискуссий наивными лозунгами, слишком часто демагогию берут на вооружение для подавления противника.



В прошлом году, в течение которого дважды проходили выборы, мнение общественности о политической культуре Эстонии достигло критической точки, после чего дебаты о ней или ее отсутствии стали еще более острыми.


Иначе говоря, в ходе предвыборной борьбы партии так рьяно поливали друг друга грязью, что некоторые избиратели перестали интересоваться конкретными темами и задались вопросом о том, где в предвыборной драке проходит грань между дозволенным и недозволенным.



В своем докладе канцлер права напомнил, что конкурирующие партии идут на выборы, чтобы, ни больше ни меньше, добиться власти и сохранить ее. Это их цель. Однако в привычном потоке популизма избиратель не помнит об этом, забывает он и о своей непосредственной задаче — критично взвешивать идеи, которые партии генерируют в своих офисах. Сами партии, конечно, не спешат напоминать об этом. По крайней мере, не сейчас.



Другие участники обеда лидеров общественного мнения в своих комментариях также отметили недостаточность рационального обсуждения и выразили сожаление по поводу того, что дело, как мы смогли убедиться во время последних выборов, зашло так далеко.



Политическая культура, чем бы ее ни удобряли, не может быстро измениться. Политическая культура — это как растение, которому для роста нужно время и благоприятные условия. Эти условия могут создать как партии, так и избиратели. Когда в предвыборных дебатах политики станут честно называть свои цели, а избиратели начнут критически оценивать эти цели, только тогда мы сможем сказать, что семя упало на плодородную почву.



И поскольку в одночасье перемены происходят только в закрытом, авторитарном обществе, нам сейчас нужно набраться терпения, чтобы взрас­тить и взлелеять это растение. Иными словами, если мы хотим видеть в политической культуре изменения, мы должны быть готовы к неудачам, к тому, что придется ждать, но мы не должны позволить помешать нам двигаться в нужном направлении.

Ключевые слова

Наверх