Члены Совета Федерации Россиии ратифицировали в среду 14 протокол к Европейской конвенции по правам человека, предусматривающий реформу Страсбургского суда.
Россия позволила европейцам судиться с ЕС
Россия стала последней страной Совета Европы, подписавшей этот документ, без которого не может начаться реформа Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Основной целью протокола является повышение эффективности и ускорения деятельности суда, количество индивидуальных жалоб в который ежегодно возрастает.
Как сообщила Postimees.ru пресс-секретарь Министерства иностранных дел Эстонии Хелен Ритс, на практике реформа ЕСПЧ означает, что если ранее иски могли рассматриваться по существу составом суда из семи судей, а решение принималось расширенным составом из 17 судей, то теперь значительно расширились полномочия комитета составом из 3 судей, а рассмотреть дело по существу может и один судья.
Одним из важных моментов реформы представитель МИД Эстонии назвала также то, что если ранее суд мог рассматривать иски только против какого-либо государства, то теперь граждане могут судиться и против всего Евросоюза в целом.
Кроме того, протокол увеличивает сроки полномочий судей ЕСПЧ с шести до девяти лет без права переизбрания, также меняются критерии при приеме жалобы к производству.
В 2005 году президент России Владимир Путин подписал протокол, однако законодатели усмотрели в документе ущемление российских интересов. В частности, депутатов не устроило, что, согласно реформе, жалоба любого гражданина принимается к рассмотрению решением комитета из трех судей Страсбургского суда. При этом в составе тройки, согласно первой редакции, вовсе не обязательно присутствие судьи, который представляет в Страсбурге государство-ответчика. Кроме того, беспокойство депутатов вызвал и тот факт, что до принятия жалобы суд может инициировать дополнительное расследование. Внимание депутатов было также приковано к положению документа, позволяющему, по их мнению, структурам Совета Европы контролировать исполнение решений Страсбургского суда.
Консультации с Советом Европы продолжались, были проведены встречи с кабинетом министров и парламентской ассамблеей. В итоге "позиции сблизились, многие вопросы снялись" и нижняя палата российского парламента ратифицировала протокол 15 января.