/nginx/o/2010/01/07/292776t1hacf2.jpg)
Многочисленная русскоязычная община появилась в Эстонии по причинам экономическим и демографическим, а не из-за какого-либо намеренного сталинского плана по изменению национального состава ЭССР, утверждает Кристина Каллас.
По словам Каллас, члена правления Института балтийских исследований, СССР было необходимо быстрое восстановление после войны в условиях экономического и военного соревнования с Соединенными Штатами.
Значительная часть инфраструктуры, которую надо было восстановить, располагалась на территории Эстонии и Латвии. По словам Каллас, восстановить промышленность в этих республиках было проще, чем развивать ее, например, в Литве, где в экономике преобладало сельское хозяйство.
Каллас подчеркивает, что ее теорию подтверждает именно пример Литвы. Если бы Сталин хотел изменить национальный состав прибалтийских республик, он послал бы в Литву гораздо больше переселенцев. Как известно, в Литве в доля русскоязычного населения гораздо ниже, чем в Эстонии и в Латвии.
Каллас утверждает, что если бы у советских властей был план по изменению национального состава новых республик, то в Литву надо было бы переселить гораздо больше жителей других советских республик.
В 1989 году в ЭССР этнические эстонцы составляли 61,5 процента населения. В Литве, которая с момента включения в состав СССР имела образ диссидентской республики с сильными религиозными традициями, в это же время этнических литовцев было 79,6 процента. Этот факт, по оценке Каллас, ставит под сомнение теорию о сознательной «этнической колонизации» Эстонии.
Каллас также приводит данные историка Давида Всевиова, который утверждает, что в 1950-е годы в Нарву переселились в поисках работы многие жители Печорского края, не имея на это разрешения властей. Это доказывает, что инициатива исходила от простых людей, а не от властей.
Старший научный сотрудник Института демографии Лууле Саккеус говорит, что многие люди в советское время переехали в Эстонию, так как здесь рождаемость была ниже, чем во многих восточных республиках СССР, а развивающаяся промышленность требовала новых рабочих рук.
По данным Саккеус, сейчас в Эстонии остался лишь каждый пятый из всех жителей Советского Союза, переехавших в ЭССР после войны.
Каллас также считает, что корни национального конфликта и разделения на две общины лежат в советском периоде истории Эстонии. По оценке Каллас, в ходе форсированной индустриализации приезжие получали лучшую работу, например, на предприятиях всесоюзного значения, что давало им преимущество в получении жилья, а это раздражало эстонцев.
Вторая причина, по оценке Каллас, кроется в том, что советские власти не уделяли внимания национальной и языковой политике, и переселенцы не учили эстонский язык. Третья причина раскола общин заключается, по оценке Каллас, в противоречиях между исторической памятью эстонцев и официальной советской пропагандой.