Такой необходимый Тартуский мир

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Рейго Розенталь,историк, Тартуский университет
Рейго Розенталь,историк, Тартуский университет Фото: Pm
Для Эстонии мир означал конец войны и возможность начать государственное строительство. Рейго Розенталь описывает исторические условия, на фоне которых происходила подготовка к подписанию Тартуского мира, и о факторах, которые на него повлияли.

Второго февраля 2010 года исполняется 90 лет со дня подписания Тартуского мирного договора между Эстонской Республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Респуб­ликой.



Для Эстонской Республики мир означал окончание изнурительной войны и возможность начать государственное строительство. Советская Россия получила в результате мира так называемое окно в Европу, приступая через Эстонию к осуществлению торговли с остальным миром.



С другими европейскими соседями отношения у России были в это время напряженные, со многими из них она находилась в состоянии войны. Затем, в течение 1920 года, Москва заключила мирный договор также с Латвией, Литвой и Финляндией, а в 1921 году — с Польшей.



Между красными и белыми


Для Советской России достижение мира с Эстонией было крайне важным еще и потому, что этим гарантировалась ликвидация белой Северо-Западной армии. При поддержке Эстонской Республики Северный корпус, преобразованный позднее в Северо-Западную армию, в мае 1919 года начал наступление из Эстонии на Петроград и в течение следующих месяцев причинял большевикам серьезное беспокойство.



В октябре 1919 года Северо-Западная армия предприняла последнее отчаянное наступление для захвата Петрограда, но в ноябре вынуждена была под давлением превосходящих сил Красной Армии отступить в пределы Эстонии в район Нарвы.



Военно-политическое руководство Эстонской Республики внимательно следило за развитием событий на фронтах Гражданской войны в России. Эстонские политики разделились на два лагеря: большинство предпочитало победу красных в Гражданской войне в России, меньшая часть — победу белых.



Основная часть политиков не хотела победы белых в Гражданской войне, так как знала, что военачальники и политики Белого движения выступали против полного отделения Эстонии от России.



Они боялись, что победоносные русские белые вновь присоединят Эстонию к России силой или под угрозой применения силы.


Меньшая часть эстонских политиков, как и высшее военное командование, все же считала, что большевизм опаснее и неприятнее, чем победа русских белых в Гражданской войне.



Начало переговоров


Эстонское политическое руководство построило свой план действий, в зависимость от признания Эстонии де-юре лидерами белых (прежде всего адмиралом Колчаком) и Антантой.



Если бы такое признание было получено, то, очевидно, они были бы готовы воздержаться от мирных контактов с большевиками до тех пор, пока не станет ясно, что красные победят в Гражданской войне в России. Однако такого признания не было.



Когда в Москве летом 1919 года (по всей видимости, в июне или июле) было решено попытаться заключить мир с Эстонской Республикой, за которым в конце августа последовало официальное предложение о мирных переговорах, эстонское политическое руководство, несмотря на противостояние военного командования, склонялось в пользу заключения мира.



В конце сентября Великобритания — основной союзник Эстонской Республики в Западной Европе — сообщила, что не будет против заключения мира с Москвой Балтийскими государствами, если они сочтут это необходимым. Великобритания сообщила также, что прекращает снабжение стран Балтии военным снаряжением.



Когда в октябре и ноябре выяснилось, что русские белые, по всей вероятности, проиграют Гражданскую войну, политическое руководство Эстонской Республики решило как можно быстрее начать мирные переговоры с Москвой. Они начались 5 декабря в Тарту. Теперь с этим согласилось и военное командование Эстонии.



Такое согласие объяснялось тем, что с вероятным победителем Гражданской войны в России было вполне целесообразно заключить мир. Кроме того, эстонское государство переживало экономические трудности, народ и армия изрядно устали от войны.



Продолжение изнурительной войны могло иметь фатальные последствия как для Эстонской Республики, так и для отступившей в ее пределы Северо-Западной армии.


В то же время было совершенно ясно, что если Эстонская Республика хочет мира с Москвой, она должна прекратить всякую поддержку русского белого движения.



Долгожданный мир


Параллельно с мирными переговорами на фронте продолжались бои вплоть до заключения достигнутого перемирия, которое вступило в силу 3 января 1920 года.


Красная Армия наступлениями на Нарву хотела добиться наиболее выгодной позиции на мирных переговорах в Тарту и в то же время нанести окончательный удар по Северо-Западной армии.



Фронт под Нарвой все же выдержал, и это оказало на ход мирных переговоров в Тарту благоприятное для Эстонии влияние.



Части Северо-Западной армии, наряду с войсками Эстонии, участвовали в боях на Нарвском фронте, хотя их значение на фронте, по самым разным причинам, быстро уменьшалось.



После установления перемирия Северо-Западная армия была разоружена и распущена. Наступил такой необходимый для Эстонской Республики мир.

Ключевые слова

Наверх