/nginx/o/2010/02/09/309495t1h7d3d.jpg)
Директор Таллинской тюрьмы Эркки Осолайнен минувшим летом уволил инспектора по уголовному надзору Сирье Трёнер на том обосновании, что бездействие чиновника позволило ее подопечному Марко Лемсалу совершить убийство.
В ответ на приказ директора тюрьмы Трёнер, более десяти лет безупречно проработавшая инспектором по уголовному надзору, не стала сидеть сложа рука. Она обжаловала его в Таллиннском административном суде, потребовав восстановить ее на работе и выплатить зарплату, которую она не получала из-за вынужденного отсутствия на работе. Суд удовлетворил жалобу Трёнер.
Трёнер одержала победу над тюрьмой в минувший четверг. Суд признал приказ директора тюрьмы противоречащим закону. Это означало незамедлительное восстановление Трёнер на работе. Кроме того, суд обязал выплатить зарплату за два месяца, а остальные деньги перечислить впоследствии. Вдобавок к этому ответчику следует покрыть расходы на предоставленного Трёнер адвоката Анти Аасмаа.
Помог адвокат
Утром следующего дня Трёнер отправилась на работу, на всякий случай прихватив с собой решение суда. Хотя супруг и говорил ей о том, что прежней работы ей не дадут, мол, лучше прихвати с собой лопату для чистки снега, Трёнер не послушалась мужа. Тем не менее, его предсказание сразу же стало сбываться.
«В пятницу утром я была на одной планете, а к вечеру уже совсем на другой, — призналась Трёнер. — Утром мне было сказано, что работы нет и мне следует уйти, поскольку решение суда все равно будет обжаловано».
Однако домой Трёнер не пошла и снег чистить тоже не стала. Она просто рассказала обо всем адвокату Аасмаа. После обеда Трёнер было сказано, что директор тюрьмы отпускает ее домой пораньше. «Тогда я ушла, — рассказала Трёнер. — Вечером мне позвонили из отдела кадров тюрьмы и сказали: приходите на работу утром 8 февраля, будете искать пропавшие души и приводить в порядок их дела. Это была хорошая новость».
Кто знает, каким был бы первый рабочий день Трёнер после семимесячной паузы, если бы адвокат Аасмаа не отправил директору тюрьмы электронное письмо, в котором напомнил о необходимости исполнить решение суда.
Аасмаа написал: «В Эстонской Республике решения суда подлежат исполнению всеми, в том числе и Таллиннской тюрьмой. Согласно Статье 3 параграфа 98 Кодекса административного судопроизводства (HKSM), что за невыполнение решения суда или же невыполнение утвержденного судом компромисса суд может назначить виновной стороне штраф в размере до 100 000 крон».
Адвокат добавил, что дает Таллиннской тюрьме новый срок для выполнения решения суда. «Если Трёнер не будет допущена до работы и на следующий рабочий день (позавчера — Ред.), мы поставим об этом в известность Таллиннский административный суд и попросим назначить Таллиннской тюрьме денежный штраф», — говорилось в письме.
На просьбу Postimees прокомментировать ситуацию Аасмаа сказал: «Что же здесь еще комментировать? Просто невероятно, что такие вещи происходят в 2010 году».
По словам Аасмаа, в правовом государстве, если дисциплинарные взыскания налагаются по надуманным поводам, то суды признают подобные взыскания противоправными.
Директор Таллиннской тюрьмы Эркки Осолайнен сказал Postimees, что Сирье Трёнер была бы восстановлена на работе из без письма ее адвоката.
Руководитель службы ресоциализации Министерства юстиции Райт Куузе сообщил, что тюрьма занялась изучением деятельности Трёнер после совершенного Лемсалу убийства. В ходе дисциплинарного расследования выяснилось, что в период уголовного надзора над Лемсалу в полицию поступило несколько заявлений и на их основании возбуждено уголовное дело.
Куузе сообщил также, что в период пребывания под уголовным надзором Лемсалу был помещен в арестантский дом за совершенные им в нетрезвом виде насильственные действия. «Хотя Лемсалу сообщил Трёнер о своем пребывании в арестантском доме, инспектор не стала обращаться в полицию, чтобы узнать, что произошло, и не поинтересовалась об этом у Лемсалу», — рассказал он.
По словам Куузе, Трёнер узнала о том, что Лемсалу нарушает запрет на общение с другими наказанными в уголовном порядке лицами, однако не стала подавать соответствующий рапорт. «Если бы Трёнер представила рапорт о нарушениях ее поднадзорного, суд мог бы направить Лемсалу в тюрьму и тем самым предотвратить убийство», — полагает Куузе.
По его словам, руководство тюрьмы хочет, чтобы по поводу данного дела свое мнение высказал окружной суд, именно поэтому решение административного суда будет обжаловано.
«Инспектор по уголовному надзору не следит за своим поднадзорным круглые сутки и не может отвечать за все, что тот делает, — признал Куузе. — Однако инспектор должен отвечать за свои недоработки, так как они могут способствовать тому, что поднадзорным удается совершить новое преступление».
По словам Трёнер, она работала более чем с 60 поднадзорными, проживавшими в четырех городах и одиннадцати волостях, то есть на территории почти в сто квадратных километров. Тем не менее, ей нравилась эта работа.
По словам Куузе, в тюремной службе числится 210 инспекторов по уголовному надзору, причем мужчины составляют из них примерно 13 процентов.
«Нас преобладание женщин на этих должностях не беспокоит», — отметил Куузе, добавив, что текучки среди инспекторов нет.
В прошлом году с этой работы ушли всего девять человек. В качестве причин ухода Куузе назвал личную жизнь, учебу, желание сделать карьеру в каком-то другом госучреждении. В дисциплинарном порядке в прошлом году от должностей были освобождены четыре инспектора.