/nginx/o/2013/10/04/2477731t1h7780.jpg)
Зеркало... Порой оно подобно бескомпромиссному критику. Мыслящий человек, взглянув на себя в зеркало, помимо непорядка во внешности, может обнаружить и нечто посерьезнее.
Деятели науки и культуры, политики и бизнес-элита, как правило, являются лучшими представителями своего народа. То, что называют соль земли. Многое из сказанного нашими героями субъективно и не бесспорно, но самокритичность и, прежде всего, небезразличное отношение к своей стране очевидны. Не забудем и старинную истину: нет пророка в своем отечестве.
Представляю вашему вниманию высказывания некоторых героев моих книг. Понять тех, с кем живешь рядом, лучше всего в откровенном разговоре. Попытаемся понять друг друга.
------------------------------------------------------------------------------
Лаури Леэзи , директор Французского лицея
Меня бесит темперамент моей нации. Например, такое выражение как «Ei viitsi». В других языках даже нет такой фразы «Ma ei viitsi». Это только у нас в эстонском есть. У других: «мне не хочется» или «не желаю». А вот это нечто непонятное «Ma ei viitsi» — и есть характер эстонского обывателя.
Капитализм подходит эстонской нации. Мы все быстро прыгнули в него, причем с очень большим размахом. Другие — латыши и литовцы — как-то постеснительнее. Мы же, эстонцы, чересчур чванливы и страдаем мещанством — это когда очень хочется быть таким, как другие, на Западе. Так было и во времена немецких помещиков. Эстонцы, которые работали в поместье, убирали, прислуживали — и очень хотели стать немцами. То же самое было и в советское время. Сколько у нас было активных коммунистов! Эстонцы всегда умели быстро перестраиваться.
Тыну Карк, артист театра и кино
История эстонского народа относительно коротка и у нас нет столь высокой культуры, как у других народов. Эстония — развивающаяся страна, и сейчас она похожа на бочонок с пивом, которое бродит. В нашем обществе каждый говорит, что хочет, и делает, что хочет. В Эстонии нет человека, к словам которого стоило бы прислушиваться. Нет никого, с кем бы люди считались. Эстонец как таковой весьма консервативен и, как мне кажется, продажен. Полагаю, что лет через 20–30 эстонцы так надоедят друг другу, так начнут действовать друг другу на нервы, что с радостью призовут кого-нибудь со стороны решать свои дела.
Лембит Ульфсак, артист театра и кино
Для меня Эстония — маленькая деревня. Смешно, когда кричат: «А наша деревня лучше всех!» Мне безразлично, кто написал хорошую книгу — молдованин или северный кореец. Главное, чтобы было интересно и талантливо. Не могу сказать, чтобы кто-либо из эстонцев особенно повлиял на меня. Проведу параллели: вот Яан Кросс — великолепный эстонский писатель, но Фолкнер, Чехов и Джек Лондон повлияли на меня и мое становление гораздо сильнее. Но это вовсе не умаляет достоинств моего народа.
Тыну Кальюсте , дирижер
Каждый народ многое теряет, если не общается с миром. Общение в своем узком кругу не способствует развитию, будь то семья, художественный коллектив или государство. Хор, которым я руковожу в Амстердаме, международный — в нем поют французы, англичане, голландцы, американцы. Таким же должно быть и наше эстонское общество, и эстонское будущее — мы живем в огромном мире и этого мира не надо бояться.
Яан Кросс, писатель
Эстонцы в некотором смысле замечательный народ, а Эстония — идеальное место на земле. В том смысле, что эстонцы — самая неподходящая публика, а Эстония — самое неподходящее место для всяческой пропаганды. Нам свойственно скептическое неприятие всякого рода болтовни.
Реэт Куду, писатель
Безнравственно то, как ведут себя наши политики сегодня. Раньше за деньгами они ездили в Москву, а теперь — в Евросоюз. Почти все они занимаются бизнесом, причем для себя, а не для народа.
Эйно Баскин, артист и режиссер
Я рад, что Эстония стала независимой. Наконец мы выбрались из дерьма. У нас свое государство и капитализм. Несмотря на многочисленные рифы, это — свободное путешествие! Нет цензуры, ты можешь сказать все, что хочешь, можешь выезжать из страны и возвращаться. Но есть и сложности. Надо еще лет сто, чтобы жизнь у нас наладилась. У нас нет ни своих Черчиллей, ни Тэтчер. Ну, нет их у нас, и ничего с этим не поделаешь. Необходима более умная «русская политика». Среди живущих здесь русских есть очень много толковых и умных людей, и им надо предоставить больше возможностей. Но националистическая тенденция, к сожалению, у многих в крови.
Май Мурдмаа, хореограф
В эстонском народе есть такая черта — он не ценит своих героев. Ни Георга Отса, ни Анне Вески, ни Урмаса Отта мы не ценим... Список можно продолжить. И мне больно, что я тоже не нужна своей родине, не нужна ни театрам, ни балетными школами Эстонии. Мне приходится вырабатывать другую психологию — быть гостем в собственной стране. Ни мои знания, ни мой опыт не востребованы в полной мере. В других странах я ставлю спектакли и по деньгам это даже более выгодно. Но мне хочется работать в своей стране.
Анне Вески , эстрадная певица
После того как Советский Союз распался и Эстония стала самостоятельной, мне многие эстонцы советовали не выступать больше в России. Но такие советы могут давать только очень тупые люди, которые сами в жизни мало видели, мало ездили. Я же всегда отвечала: «Ездила в Россию и буду ездить». И все привыкли. Ведь каждый человек имеет право жить и работать там, где ему хочется. Думаю, для этого Эстония и хотела стать свободной, чтобы была свобода выбора.
Райво Райдам, совладелец фирмы «Одесское шампанское»
Мы, эстонцы — индивидуалисты. Мы предпочитаем сами справляться со своими бедами, и мы не будем рассказывать о своих проблемах посторонним. В этом смысле славяне более открытые. Но с другой стороны, русские и видят лучше: когда другому тяжело, они всегда придут на помощь. А наше эстонское сознание — хуторское, то есть индивидуалистское. Нам свойственно закапываться в свои проблемы и держаться подальше от всего мира, а порой и тихо игнорировать все происходящее.
Каур Кендер , писатель
Эстонская и русская культуры очень тесно связаны. Если мы будет рассматривать русскую культуру с позиции эстонца, а эстонскую — с позиции русского, то мы, конечно же, скажем, что это разные культуры. А если взглянуть на нас глазами китайца, то получится, что наши культуры практически идентичны. Эстонская культура — очень важная часть русской культуры — и наоборот.
Элле Куль , актриса
Эстонец по природе своей консервативен, недоверчив, раскрывается трудно. Это не означает, что он менее эмоционален, чем другие. В русском человеке, по-моему, больше детскости. Ребенок — хороший символ, в том смысле, что ребенок открыт. Русский человек общительнее и, как правило, очень радушен и сердечен. Но говорить, что один народ лучше или хуже другого, конечно же, глупо.
Иви Ээнмаа , мэр Выру
Одна из важнейших проблем — знание языка. Я понимаю, что освоить язык людям старшего поколения сложно. А молодежь без знания языка не сможет жить полноценной жизнью. Языковые барьеры очень осложняют жизнь. Мне очень жаль, что кое-кто в Эстонии относится к русскому языку отрицательно. Если ты знаешь язык, то круг твоего общения расширяется и ты обогащает себя.