/nginx/o/2013/10/04/2488449t1h0e43.jpg)
Комедия, но одни смеются, а у других наворачиваются слезы на глаза.
Jagshemash! My name is Borat! I journalist for Kazakhstan. Так, идиотски улыбаясь в камеру, приветствует зрителей одетый в светло-серый пиджак и выцветший галстук журналист Борат Загдиев в фильме «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана».
Разумеется, он — прежде всего британский актер, который умело играет идентичностью. Он известен как рэпер Али Джи, австрийский гоморепортер Брюно, или просто комический актер Саша Барон Коэн.
Дразнит всех
Али Джи, Борат или Брюно, разницы нет — его сатирические alter ego раздражают многих. Его опять и опять обвиняют в расизме, гомофобии, антисемитизме, сексизме и прочих грехах. Почему он так поступает, обозлившиеся спрашивают у него редко.
Нападки на Бората начались уже намного раньше, когда он выступил в полнометражном документальном фильме.
Именно после его выступления в качестве ведущего прошлогоднего гала-шоу вручения музыкальных призов MTV Euro-
pе в Лиссабоне казахское правительство готовилось вступить с ним в информационную войну. В правительстве никак не могли понять, как может какой-то нелепый, туповатый, надменный и необразованный деятель позволяет так шутить над их народом и культурой.
Для только что снятого фильма такая война грозила стать грандиозной бесплатной (точнее, оплаченной другими) рекламой. Потому как люди хотели знать, что такого страшного говорят о казахах.
А казахи-то ни при чем
Уже в первых кадрах мы видим, как страстно целует Борат свою сестру Наталью и хвалит ее за то, что она занимает четвертое место среди проституток в стране. Затем следует еврейский забег казахов, который завершается тем, что еврейка рожает огромное еврейское яйцо, и дети бегут разбить его вдребезги...
Но все это только прелюдия, и обрушенный на казахов юмор быстро забывается. Фильм приближается к кульминации, когда Борат приземляется в Нью-Йорке в аэропорту им. Кеннеди, чтобы изучить столь восхваляемую американскую культуру и понять, как следует жить на самом деле. Так в одном фильме замешивается сказка и настоящая жизнь, измышления и документалистика.
Тут-то и выясняется, что казахи в общем-то и ни при чем. На примере американцев фильм рассказывает о культурной коконизации, замыкании в себе и отчуждении от других.
Американец выступает здесь культурным империалистом, который никогда не поставит знак равенства между понятиями «мы» и «они». Он никогда не будет наводить мосты для постижения другой культуры.
В то же время понятно, что «чужой» не обязательно должен жить где-то на другом континенте. «Чужие» живут среди нас самих, и все они не такие как «мы».
Ладно, Борат утрирует культурный конфликт как только может. Он раздражает феминисток, шокирует консервативных техасцев шутками над гомосексуалистами и неграми, приводит на ужин к строгих нравов домохозяйкам проститутку и дарит одной из хозяек сумку с испражнениями.
Ничего не подозревающим людям такое бесстыдство невыносимо.
Ни понимания, ни согласия
Я и понятия не имею, сколько раз в течение фильма Коэна хотели прибить или запихать в тюремную камеру: этот тип выделывает такое, от чего некоторым становится плохо, а у некоторых выступают слезы.
Просветления не наступает даже тогда, когда пытаешься усвоить установленный культурный код. В фильме Саша Барон Коэн начинает вдруг резко выворачивать к американской мечте, захотев жениться на грудастой блондинке Памеле Андерсон.
Встреча с актрисой становится истерико-комической и является достойным завершением фильма — на известную по голливудским фильмам и обычно выдавливающую слезу умиления фразу «Would you marry me?» кинодива отвечает отрицательно, но тут же оказывается героиней в сцене похищения невесты. А Бората сдают в полицию.
«Вот и пойми теперь...», — пожимает плечами главный герой и отбывает назад, на родину. То есть понимания и согласия не получится никогда.
Новый фильм
«Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»
В главной роли британский
комик Саша Барон Коэн
Режисер Ларри Чарльз
США, 2006
Уже сегодня в таллиннском мультиплексе