Согласно свежему рапорту Совета Европы, число людей без гражданства в Эстонии по-прежнему велико. Рапорт рекомендует эстонским властям активнее вести диалог с русскоязычным населением.
Рапорт: в Эстонии много людей без гражданства
Хотя численность людей без гражданства в Эстонии постоянно уменьшается, все же она составляет сейчас восемь процентов от всего населения, что, по мнению комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI), слишком много. По мнению комиссии, интеграции неграждан мешают слишком серьезные языковые требования.
Вице-канцлер по внутренней безопасности Эркки Коорт, однако считает, что получение гражданства Эстонии постоянно упрощалось и речь идет о долгосрочном процессе.
По его словам, для упрощения получения гражданства были сокращены сроки ожидания с одного года до шести месяцев, введена компенсация затрат на изучение эстонского языка, объединены экзамены, частично или полностью освобождены от экзаменов люди с ограниченными возможностями.
Коорт считает, что скорее проблемой может оказаться предоставленная лицам без гражданства возможность ездить в Россию без визы, что не мотивирует ходатайствовать о гражданстве Эстонии.
Из рапорта ECRI вытекает, что больше всего в Эстонии дискриминируют цыган. По данным рапорта, они чаще прерывают учебу в школе и их подозрительно много в школах для детей с отклонениями в развитии.
По мнению министра образования и науки Тыниса Лукаса, такое обобщение не выдерживает никакой критики. По его словам, в общеобразовательных школах Эстонии учится только 15 школьников, для которых цыганский — родной язык, но в какую школу их отправляют учиться родители, это целиком их решение. Для направления же ребенка в школу для детей со специальными потребностями комиссия должна получить согласие родителей.
Лукас согласился с замечанием в рапорте о том, что в стране не должно быть двух самостоятельных систем обучения на разных языках. «Отдельная система обучения на русском языке несет в себе значительный риск потери качества, и я это уже неоднократно подчеркивал. Подготовка в школах с русским языком обучения бывает несравнима с тем, что предлагают в школах с эстонским языком обучения», — заметил Лукас.
Составителей рапорта также беспокоят слабые контакты между эстонцами и русскими и высокая безработица среди неэстонцев.
Кроме того, по мнению ECRI, эстонские прокуроры и судьи недостаточно знают о возможностях использования в борьбе с расизмом и дискриминацией мер криминального и гражданского права. Кроме того, комиссия видит проблему в том, что в стране отсутствует независимый институт, который расследовал бы случаи неправомерного поведения полиции при расследовании.
В качестве положительного факта отмечено принятие в 2008 году Рийгикогу Закона о равном обращении, который помогает бороться с расизмом и иными формами дискриминации на рынке труда, в образовании и в сфере социальной защиты.