Ахто Лобьякас: брюссельские дым и зеркала

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ахто Лобьякас
Ахто Лобьякас Фото: .

Из столицы империи потянуло дымом. Лиссабонский договор, разрушивший прежний status quo, положил начало дарвинистской борьбе за выживание в верхушке европейской


иерархии.

 Враждующие группировки дипломатов и чиновников в Брюсселе делят территорию, добычу и должности по образу Чикаго 1930-х годов. Око закона ослеп­лено, выжить дано только сильнейшим.



Проблема брюссельской драки за выживание состоит в том, что в кабинетах и коридорах штаб-квартир ЕС баррикады возводятся из несущих конструкций. Как гласит одна американская поговорка в вольной интерпретации, не надо чинить то, что не сломано. До сих пор лечение ЕС Лиссабонским договором было хуже, чем сама болезнь.



Спустя три месяца после вступления договора в силу у объединения, которое, хоть и неудовлетворительно, но функционировало, есть четыре президента и один министр иностранных дел, у которых нет четкого распределения обязанностей.



Чем больше, тем лучше, гласит другая поговорка. Гостей ЕС приветствует целая плеяда блестящих политиков: Херман ван Ромпей, Жозе Мануэл Баррозу, Хосе Луис Запатеро, Ежи Бузек, не говоря уже о высокопоставленной представительнице Кэтрин Эштон.


Однако брюссельские дым и зеркала — это всего лишь трюк с обманом зрения. Орудия руководителей ЕС нацелены друг на друга, границы империи не охраняются. Жизнь ЕС возвращается к атавизму, за пределы вакуума власти, в столицы стран — членов союза.



Об этом наглядно свидетельствует последний визит президента России Дмитрия Медведева во Францию. Брюссель не имеет никакого отношения к «душевному партнерству» (выражение Кремля).



Солидарности членов ЕС (которая декларативно запрещает экспорт оружия, задевающий интересы других членов) нечего сказать по поводу продажи вертолетоносца Mistral (сделка официально состоится еще до начала лета). Нет ничего, что превратило бы газовые работы Франции и России в стратегический интерес для ЕС. И так далее.



В столицах Европы по-разному видят мир. То, что в Таллинне, Риге и Вильнюсе кажется кошмарным сном, в Париже видится как вклад в будущее европейской цивилизации. 



И неважно, кто прав. Важно то, что последовавшее за Лиссабонским договором междуцарствие грозит разрушить и то чувство солидарности, которое до сих пор было залогом единства ЕС. Такая солидарность не продержится долго, если в сердце ЕС нет потребности взглянуть в зеркало.



До тех пор пока Ромпей, Баррозу, Эштон и другие делят земли и/или осваиваются на своих постах, в ЕС будет пауза. Особенно во внешней политике, в которой Брюссель советует лишь придерживаться status quo. Так, президенту Украины Виктору Януковичу, который на этой неделе побывал в Брюсселе, сказали, что он должен быть одинаково хорошим партнером и для ЕС, и для России.



Жизнь — это не всегда игра с нулевой суммой, но ведь и природа не терпит пустоты.

Ключевые слова

Наверх