Cообщи

Контрасты эстонского спорта: в городе — за деньги, в селе — бесплатно

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Дзюдоисты из таллиннского клуба Aitado в среду на тренировке. На переднем плане Расмус Немвальтс (10),    который занимается дзюдо уже шестой год. Его братья Эгерт (8) и Ромет (5) — четвертый и первый год соответственно.
Дзюдоисты из таллиннского клуба Aitado в среду на тренировке. На переднем плане Расмус Немвальтс (10), который занимается дзюдо уже шестой год. Его братья Эгерт (8) и Ромет (5) — четвертый и первый год соответственно. Фото: Михкель Марипуу

Стоимость занятий спортом для детей может отличаться в разы в зависимости от места проживания семьи.

В спортивных школах больших городов, помимо обычной месячной оплаты, с родителей дерут семь шкур на покупку современного снаряжения, организацию тренировочных лагерей и поездки на соревнования, в то время как более бедные самоуправления предлагают занятия по интересам бесплатно.

Разумеется, в небольших волостях занятия по интересам чаще, чем в городах, ведут добровольцы-любители, но и здесь они выполняют свою работу с энтузиазмом. Если взглянуть на когорту наших профессиональных спортсменов, то среди них непропорционально много именно тех, кто оттачивал свое мастерство в холодных спортивных залах уездных школ.

В целом, в сфере организации кружков по интересам в самоуправлениях царит полная самодеятельность: они могут как финансировать эту деятельность, так и вообще не иметь к этому отношения. Каждая волость или город самостоятельно изобретают велосипед, определяя, сколько, кому и за что платить. Если во всех других сферах чувствуется организующая рука государства, то в области занятий по интересам она почти совсем не ощущается.

Почти за бесценок
На прошлой неделе Союз самоуправлений нарушил обещание утвердить с января следующего года оплату за кружки по интересам в размере 130 евро на одного ребенка. Деньги должны были пойти на финансирование молодежного спорта.
 «У нас всегда очень много замечательных идей вне бюджета, а еще больше — дурацких идей», — сообщил министр финансов Юрген Лиги.

Если бы государство вкладывало в образование по интересам больше средств, эта сфера, вероятно, потребовала бы более централизованного регулирования. Одно только финансирование деятельности по интересам в крошечном Атси для государства означало бы отдать целую руку.

Райдо Тамм из Кооза волости Вара Тартуского уезда — довольно типичный пример энтузиастов своего дела по продвижению спорта в родных краях. Будучи спортивным человеком сам, он ведет секции для воспитанников детского сада и проводит для молодежи тренировки по баскетболу в местном спортзале. При этом он получает минимальную зарплату, которую ему платят за руководство спортзалом.

Если в городах тренеры, имеющие специальное образование, занимаются с молодежью и хотят получать за свою работу зарплату, то в сельской местности это делают энтузиасты. Тамм признает, что это можно назвать скорее социальной работой, цель которой — отвлечь молодежь от дурных наклонностей.

Волость Койги в Ярвамаа, где проживает чуть более тысячи жителей, способна сама финансировать деятельность по интересам. По словам старейшины волости Кристьяна Кыльяла, за счет бюджета самоуправление оплачивает все занятия по интересам в волости, начиная с баскетбольных секций и заканчивая кружками по разработке роботов. «Я думаю, что наберется около пары десятков таких кружков», — сообщил он. При этом волость также поддерживает детей, которые занимаются в Пайдеской музыкальной школе.

В то же время расходы родителей на оплату детских кружков в городах местами составляют астрономические суммы, и возникает вопрос, могла бы дотация в размере 130 евро в год вообще принести родителям какое-либо облегчение. Скорее, многие школы просто разместили бы эти деньги в графе своих растущих доходов.

По словам Айво Эркмаа, успешно руководящего школой баскетбола в Тарту, родителям приходится покупать снаряжение: обувь, форму и мяч. К этому прибавляются транспортные расходы. «В целом, это довольно накладно», — сказал Эркмаа.
Безусловно, есть и гораздо более дорогостоящие виды спорта, например, хоккей на льду или теннис, где приходится немало платить не только за снаряжение, но и аренду площадок и льда.

Месячная плата в школе баскетбола Эркмаа — 25 евро в месяц. Существуют и более дешевые клубы, где тренировки проводят добровольцы-любители два-три раза в неделю, однако сам Эркмаа нацелен на достижение спортивных результатов. «Мы проводим пять-шесть тренировок в неделю», — сообщил он.

Дорогие кристаллы
Город платит за каждого молодого спортсмена поголовно, однако, по заверению Эркмаа, при этом нет разницы, проходят тренировки два или пять раз в неделю. «Нацеленность на достижение спортивного мастерства наряду со всеми сопутствующими расходами в широком аспекте — это твоя личная проблема», — сказал руководитель клуба.
Поскольку на размер назначаемой помесячной платы и дополнительные расходы за кружки по интересам ограничения отсутствуют, клубы и секции порой запрашивают такую цену, что родителям она становится не по силам.

В Эстонии имеются такие спортивные клубы, в которых оплата занятий становилась не по карману даже для родителей с достатком выше среднего. Доходило до того, что руководство одного из клубов стало назначать, кто будет шить детям костюмы, причем кристаллы для нарядов нужно было покупать в указанном тренером месте. География точек, где проходили соревнования, также становилась безграничной, и родители были вынуждены оплачивать поездки тренеров через океан, не говоря уже о состязаниях второразрядного уровня в Южной Европе.

Отдельная тема — организация поездок на соревнования за наличные деньги, без всяких квитанций. Из пары десятков родителей, опрошенных мною, часть подтвердила, что в их клубах это обычная практика. В большинстве случаев из этого не делают большой проблемы, поскольку полагают, что оплата «по-черному» позволяет сделать соревнования дешевле. Тем не менее, родители поступают опрометчиво, так как ничто не препятствует организаторам положить часть денег себе в карман.

По словам заведующего по делам спорта в Тарту Вельо Лампа, при подушной оплате деятельности по интересам город учитывает различные критерии. «Мы учитываем аренду тренировочной базы, но при этом берем в расчет другие критерии — образование тренеров и профессиональное мастерство по специальности», — сказал он.

В то же время город не устанавливает ограничений на количество проводимых тренировок. «Если клуб занимается с детьми не менее двух раз в неделю, этого достаточно. Сумма вне зависимости от количества одна и та же», — сказал Ламп.
Спонсор или кровопийца?

На самом деле город выплачивает клубам поголовные деньги, и руководству клубов предстоит самостоятельно решать, сколько денег будет выделено группам начальной подготовки, а какие суммы — более подготовленным спортсменам. В этом году выделяемые на одного ребенка суммы в Тарту составляют 47–233 евро.

По словам заведующей спортивным отделом Таллиннского департамента по делам молодежи и спорта Кайли Кукумяги, в этом году столица оказывает поддержку спортивной деятельности около 20 000 молодых людей и 500 тренеров. Так называемая базовая сумма дотации составляет 163 евро на ребенка. На основе различных коэффициентов спортсменам, занимающимся более затратными видами спорта, например, велосипедным, выделено 396 евро, а пловцы получили по 350 евро.

Поскольку сфера деятельности по интересам регулируется мало и этим занимаются преимущественно некоммерческие объединения, в свою очередь это создает возможности получения дополнительных доходов для руководителей клубов.

Так, например, исполнительному директору тартуского спортивного общества Kalev Райдо Мяги принадлежит автобусная фирма Rakall, за счет которой решается преобладающая часть вопросов, связанных с поездками клуба — по словам самого Мяги, половина всех поездок. Номер его телефона — единственный контакт и на сайте автобусной фирмы.

Согласно отчету за экономический год, клиентами Rakall являются именно спортклубы, школы и самоуправления. По словам Мяги, фирма, по сути, занимается спонсорством, поскольку занятия спортом обходятся детям дешевле рыночной стоимости. Руководители еще двух тартуских спортклубов признают, что за последнее время они не прибегали к услугам Rakall, поскольку, по крайней мере, для них существует и более дешевая альтернатива.

По словам руководителя и тренера таллиннского клуба дзюдо Aitado Яана Лутсара, столица для всех организует прежде всего бесплатный транспорт, но поездка детей в тренировочный лагерь стоит 500 евро. «Тренировочные лагеря в Отепяэ делаю по цене 25 евро в день — сюда входит размещение в отеле, аренда зала и транспорт. И плата 35 евро в месяц — это тоже недешево!» — считает он.

Лутсар отметил, что сумма выделяемых Таллинном поголовных денег воспитанникам его клуба, по сравнению с периодом десятилетней давности, уменьшилась: «О чем мы говорим!». По его словам, 130 евро от управы лишь капля в море.

Кружки по интересам могут обойтись родителям в несколько тысяч евро в год

Проведенный среди работников Postimees опрос подтвердил, что за занятия детей в кружках и секциях по интересам можно платить от нескольких сотен до нескольких тысяч евро в год.

Обычно за детей помладше родители платят меньше, хотя при этом дети могут одновременно посещать сразу несколько кружков и тренировок. Дети постарше уже сосредоточены на одном виде деятельности.

Прежде всего, я спросил у родителей, сколько же на самом деле стоит посещение тренировок или занятий по интересам.

Месячная плата за посещение пятиклассником занятий в бассейне — 42 евро. Вдобавок к этому каждый год необходимо дополнительно приобретать за 40 евро шапочку, плавки и очки. Если прибавить к этому стоимость проводимого дважды в год спортивного лагеря — 200 евро, все это вместе обходится примерно в 1000 евро в год.

За обучение игре на саксофоне в Таллиннской музыкальной школе месячная плата — 45 евро, стоимость самого саксофона начинается с 1000 евро. К этому прибавляется 80 евро за пятидневный музыкальный лагерь.

Если ребенок жителя Таллинна ходит заниматься парусным спортом, то стоимость тренировок составляет 52 евро в месяц, вдобавок к этому необходимо приобрести более чем за 100 евро калипсо, жилет и обувь.

«Собственная яхта напрямую не предполагается, хотя намекают, что она могла бы тоже быть в наличии», — говорит родитель.

Трое сыновей таллиннского карикатуриста Урмаса Немвальтса посещают клуб дзюдо Aitado — за двоих он платит всего 60 евро в месяц, а вот третий, четвертый и пятый ребенок, по его словам, могут посещать тренировки бесплатно.

Кимоно стоит от 25 до 75 евро, младшим сойдет и поношенное кимоно старшего брата. Летний тренировочный лагерь в Отепя обошелся в 135 евро за двоих детей (хотя, по словам тренера, эта сумма взимается за каждого ребенка. — Н.Н.). Поездка на соревнования из Таллинна в Нарву или Выру обходится каждый раз примерно в 50 евро.

14-летний сын таллиннского журналиста посещает два кружка: художественная школа обходится в 22 евро в месяц, раз в году проводятся творческие поездки стоимостью 200 евро, которые, однако, не являются обязательными. Народные танцы стоят 15 евро в месяц, каждое лето также проводятся лагеря, пять дней стоят примерно 70 евро.

Дочь таллиннского редактора Postimees поет в хоре, занимается плаванием и посещает балетную студию. Пение стоит 25 евро за полугодие, плавание 50 евро в месяц и балет 35 евро в месяц. Снаряжение для плавания обходится в 35-40 евро, принадлежности для балета 40-50 евро.

Двое детей тартуского журналиста занимаются художественной гимнастикой, за старшего ребенка платят 40, за младшего 30 евро в месяц. «Поскольку старший занимается чуть более серьезно, раз в год приходится приобретать трико за 60 евро», — делится опытом отец. Летом дважды проводятся лагеря, 80 евро каждый.

Финансовый менеджер подсчитывает расходы с достойной финансиста точностью и в итоге выясняет, что платит за занятия троих детей танцами, баскетболом и творчеством 1465 евро в год.

12-летняя дочь работающего в Тарту директора по персоналу Postimees посещает лыжные тренировки и занимается легкой атлетикой. До этого девочка осваивала спортивные танцы, однако родители оказались не в состоянии нести связанные с этим расходы. Месячная плата за оба вида спорта составляет пару десятков евро, но с этого расходы только начинаются. Для лыжных тренировок требуются четыре пары лыж для различных дистанций. Лыжи для соревнований можно добыть для ребенка этого возраста по различным каналам за 200-300 евро, тренировочные лыжи покупаются подержанными или же ребенок пользуется лыжами с прошлого сезона. К лыжам необходимо добавить совсем недешевые крепления, лыжные палки и так далее.

Но тренироваться следует и летом. На лето необходимо обзавестись роликовыми лыжами как для классического, так и для конькового стиля. Одна приличная пара стоит 200 евро. Утешением служит то, что нет необходимости вновь их приобретать на каждый сезон. Ах да, лыжные ботинки также необходимо покупать как для классического, так и для конькового стиля по цене в 200 евро за пару.

Вдобавок нужен клубный спортивный костюм за 127 евро, лыжный жилет за 58 евро и комбинезон для соревнований за 90 евро. Летом проводятся три тренировочных лагеря, каждый стоимостью 100 евро, неделя в лыжном туннеле в Финляндии обходится еще в 250 евро.

Занятия велоспортом дочери входящего в руководство Postimees тартуского работника обошлись с декабря прошлого года до настоящего времени в 6700 евро.

«Эта сумма включает два велосипеда для состязаний, однако при составлении семейного бюджета на следующий год мы в крайнем случае рассчитываем обойтись одним велосипедом, — полагает работник. — Годовая плата составляет 192 евро, если платить сразу. В эти 6700 евро входят взносы за участие в соревнованиях и прочее снаряжение».

Двое детей работающего в Таллинне сотрудника Postimees посещают кружок керамики в центре занятий по интересам Kullo. За одного ребенка там необходимо платить 18 евро.

В шахматном кружке, который посещают двойняшки редактора Postimees на русском языке, месячная плата составляет 15 евро, или всего 25 евро за двоих.

Ключевые слова

Наверх